«Я всегда открыта к любым экспериментам, если они несут эстетику, добро и красоту»
Ева Геворгян родилась в 2004 году в Москве. С 2011 года – ученица Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Наталии Трулль). К 18-ти годам Ева стала обладателем более 50 наград различных конкурсов. В 2018 году – победа и спецприз Кливлендского международного фортепианного конкурса CIPC для молодых артистов, в этом же году она стала лауреатом и обладательницей 5 специальных призов II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition в Москве. В 2019-м – II премия и награда Press Award Международного юношеского фортепианного конкурса-фестиваля им. Вана Клиберна в США, а также Гран-При II Международного конкурса концертов GMP в Узбекистане. 2020-й принес Еве победы на II Международном фортепианном конкурсе “Jeune Chopin” в Швейцарии и Чикагском международном музыкальном онлайн-конкурсе. В 2021-м пианистка стала лауреатом I Всероссийского конкурса стипендиатов Фонда «Новые имена» (Москва). Ева Геворгян ведет активную концертную деятельность, выступает с ведущими симфоническими оркестрами России и мира. В 2019 году она выступила с сольным концертом в знаменитом Альберт-холле в Лондоне. С 2020 года участвует в программах Санкт-Петербургского Дома музыки. Успехи молодой пианистки – результат огромного труда и безграничной преданности Музыке.
Ева Геворгян: Когда я только начала заниматься, в возрасте пяти с половиной лет, все занятия проходили больше в игровой форме. Помню, что мама давала мне блестящие наклейки, которыми я украшала ноты, руки и все пространство вокруг. В первое время занималась по полчаса утром, днем и вечером. Теперь занимаюсь побольше - с утра и до вечера. Шучу, конечно, но все мое время неразрывно связано с музыкой - если я не играю, то слушаю записи, хожу на концерты. Несомненно, я нахожу время и для других занятий, но большую часть дня я посвящаю своей профессии.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Как проходят Ваши занятия с педагогом? В них есть место свободе, Вы можете позволить себе с чем-то не согласиться?
Ева Геворгян: Мой профессор Наталия Владимировна Трулль является одним из самых важных людей в моей жизни, она удивительно глубокий и чуткий человек и музыкант, сильная личность. Если я в чем-то сначала не соглашаюсь, то Наталия Владимировна находит слова и имеет терпение меня переубедить, и это проходит максимально незаметно для меня, как будто я сама приняла такое решение. Но, в основном, у нас нет разногласий.
СПДМ: Вы очень рано стали востребованной пианисткой, выступали с известными коллективами. Много ли в репертуаре было произведений «не по возрасту» - трудных даже не с точки зрения исполнительской техники, а с точки зрения эмоциональной зрелости?
Ева Геворгян: Когда я была маленькой, я больше концентрировалась на технике исполнения и оценивала сложность произведения с технической стороны, с возрастом это прошло (улыбается). Мне всегда нравилось играть драматические, даже трагические произведения, такие, как, например, Музыкальный момент № 3 Сергея Васильевича Рахманинова. Кто-то говорил, что его сложно прочувствовать в 10 - 11 лет, и, вероятно, когда я играла его в том возрасте, я внутренне адаптировала его под знакомые мне эмоции. Сейчас я бы сыграла его по-другому, а через 20 лет, думаю, это была бы еще одна, отличная от первых двух интерпретация.
СПДМ: От кого из дирижеров Вам больше всего «доставалось», если такие были?
Ева Геворгян: Я очень рада, что пока у меня складываются прекрасные отношения с дирижерами. Всегда прислушиваюсь к их советам в плане ансамблевой игры, темпов. Один и тот же концерт может звучать по-другому с разными дирижерами, и мне нравится это разнообразие.
СПДМ: Участие в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки позволяет оказаться в окружении таких же молодых, ярких и талантливых музыкантов. Как вы относитесь к понятию «здоровая конкуренция»?
Ева Геворгян: Я очень счастлива быть частью Санкт-Петербургского Дома музыки, общаться с прекрасными талантливыми музыкантами, выступать в лучших залах! В жизни мы больше друзья, а не конкуренты, например, мы давно и крепко дружим с Сашей Ключко. С Равилем Ислямовым вместе играли в Архангельске. Это настоящий праздник - находиться среди близких по духу людей. Музыкантам порой не хватает общения из-за напряженного графика.
СПДМ: С какой музыкальной эпохой или автором Вам легче всего найти «общий язык»?
Ева Геворгян: Мне очень близки романтики - Шопен, Шуман, Лист, Рахманинов. Также люблю и мистического Скрябина. Мне кажется, что музыку Шопена невозможно перепутать ни с каким другим композитором. Меня вдохновляет его поэтичность, страстность высказываний. Я считаю Сонату № 2 одним из самых глубоких его сочинений, в третьей части после похоронного марша звучит «тема небес», как я ее называю, музыка, которая дает надежду всему человечеству. Я чувствую в музыке Шопена любовь к Богу, это всегда что-то возвышенное и недосягаемое. Рахманинов мне близок безграничной полнотой звучания, это океан чувств и эмоций, который захватывает и несёт тебя. В его музыке слышится подлинная красота русской души. Сколько бы я ни играла и ни слушала его Второй концерт, он всегда трогает меня до мурашек.
СПДМ: В проектах Дома музыки Вы часто исполняете Шопена. В каком возрасте Вы открыли для себя этого композитора?
Ева Геворгян: Первый раз исполнила Ноктюрн до минор №21 Шопена в возрасте 9 лет на конкурсе в Чехии, также в этом возрасте играла Фантазию-экспромт. С этих произведений началась моя любовь к Шопену. Я была в Желязовой Воле, где он родился, играла на его рояле Pleyel, который имеет совершенно другую тембровую окраску по сравнению с современными роялями.
СПДМ: В 2021 году Вы стали финалисткой на конкурсе им.Шопена в Варшаве. Легко ли было выдержать шопеновский марафон?
Ева Геворгян: Конкурс Шопена был самым сложным в моей карьере. Во-первых, это действительно настоящий марафон, который состоит из видео-отбора и очных пяти туров. А во-вторых, на нем можно играть только произведения Шопена. Это было погружение с головой в творчество Шопена, я читала его письма, несколько раз была в его музее, переслушала невероятное количество интерпретаций его произведений. Выдержать такой марафон было нелегко, прежде всего, психологически, хотя и физически к концу тоже было непросто - конкурс идёт почти месяц, за это время накапливается эмоциональная напряженность и усталость.
СПДМ: Знакомо ли Вам чувство страха перед выходом на сцену или перед знакомством с новым произведением?
Ева Геворгян: У меня присутствует чувство волнения перед выходом на сцену, но оно обычно помогает сконцентрировать внимание. Это такая смесь радости от предвкушения встречи со зрителями и тревоги: как пройдет концерт, смогу ли я донести все, что я хочу сказать, как воспримет публика.
СПДМ: Когда Вы начали сочинять музыку?
Ева Геворгян: Начала сочинять с того момента, как начала учиться играть, то есть с пяти с половиной лет. Сначала это были маленькие детские песенки, сохранились даже записи некоторых из них. Я придумывала стихи, мелодию и с чувством исполняла их (улыбается). Став старше, я написала несколько пьес по «Гарри Поттеру», некоторые камерные сочинения. Исполняла свои сочинения обычно на концертах современной музыки или на бис. Последнее время я редко сочиняю, надеюсь, вернусь к этому занятию позже.
СПДМ: Можете ли Вы представить себя, выступающей в «неформатной» атмосфере? И есть ли для таких случаев у Вас репертуар? Возможно, такие опыты уже были?
Ева Геворгян: Я всегда открыта к любым экспериментам, если они несут эстетику, добро и красоту. Однажды, совместно с компанией Yamaha, у меня был концерт-лекция в уютном, небольшом зале. Я играла фрагменты любимых произведений, проводила параллели с современной музыкой. Многие были поражены сходством второй части Концерта Рахманинова и песней Эрика Кармена «All by myself». У меня есть одна идея, только пока не знаю, как ее осуществить. Я читала, что глухие люди также слышат музыку, но по-своему. Она доходит до них в качестве вибраций, малейших колебаний. Значит ли это, что они лучше воспримут яркую музыку, чем кантилену, действительно ли музыка важна для них и ряд других вопросов, на которые я бы хотела узнать ответ и затем сыграть концерт для людей с проблемами слуха.
СПДМ: Для Вас важен имидж артиста, стиль поведения на сцене и в жизни?
Ева Геворгян: Стиль артиста на сцене для меня важен. К каждому концерту я готовлюсь, продумываю наряд, причёску. Вне сцены хочется жить обычной жизнью, без рамок и ограничений, люблю кроссовки, удобную одежду и пошутить.
СПДМ: Разделяете ли вы «технику» и «музыку»? Если да, то что для Вас главнее?
Ева Геворгян: Я не разделяю «технику» и «музыку», так как каким бы музыкальным ни был человек, без техники он не сможет в полной мере передать свои эмоции, и наоборот, с прекрасной техникой без музыкальности будет эффект нажимающего на клавиши робота. Все должно быть взаимосвязано, гармонично и в комплексе. Но музыка всегда первична.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH