«Я очень люблю кларнет в немецкой музыке, потому что ему там отведены самые великолепные партии…»
Вазген Юсупов родился в 2003 году в г. Дашогузе (Туркменистан). Обучался в Детской музыкальной школе №1 г. Белгорода (класс преподавателя Дмитрия Хегая), затем с 2018 по 2022 гг. – в Академии джаза Игоря Бутмана в Москве (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Петрова). В настоящее время – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (в классе того же педагога). В 2020 году стал победителем II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи) и лауреатом II премии VII Московского открытого конкурса кларнетистов и ансамблей духовых инструментов при ДМШ им. И. Дунаевского (Москва). В 2021 году – победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, Республика Карелия). В 2022 году – победитель XIII Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах. В 2024 году стал лауреатом II премии IV Всероссийского музыкального конкурса (Москва, Санкт-Петербург). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Вазген Юсупов: Изначально к музыке я относился очень скептически. У меня в семье в основном все мужчины боксеры, чемпионы Туркменистана. Дядя – кикбоксер. Соответственно мне хотелось тоже быть спортсменом, кем угодно, только не музыкантом. Я рос в достаточно провинциальном городе, у нас там суровые законы улицы. И чтобы не пасть в глазах своих товарищей, я думал, что музыкой я заниматься никогда не буду. Хотя моя мама всю жизнь стремилась к тому, чтобы привести меня в музыкальную школу. И это получилось очень спонтанно. Мы тогда жили в Белгороде. Мы ехали с мамой в автобусе. Зашел дедушка. Я ему уступил место. Он оказался педагогом в местном музыкальном колледже, преподавал там теорию музыки, гармонию. Они с моей мамой разговорились. Он сказал ей, что по виду человека может определить, чем ему стоит заниматься. И в моем случае это однозначно музыка. У моей мамы глаза загорелись. И через пару дней меня отвели к педагогу по кларнету и саксофону, номер телефона которого этот дедушка нам дал.
Изначально я выбрал саксофон, но через год понял, что все-таки мне больше нравится играть на кларнете. Мой педагог в Белгороде занимался в основном в музыкальном колледже. И я с 10 лет я ходил именно в колледж, смотрел на ребят постарше, которые неустанно занимались на инструментах. Я слушал этот звук, мне очень это нравилось. А саксофон – это, наверное, поначалу было интересно, потому что он такой золотой. Но звук кларнета мне все-таки оказался ближе.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Какие в детстве у Вас были музыкальные предпочтения?
Вазген Юсупов: Я очень люблю классический рок – The Beatles, Deep Purple и все группы в таком формате. Мой дед, который меня воспитывал до 6 лет, когда мы еще жили в Туркменистане, очень любит все эти группы. И соответственно меня тоже подсадил на эту музыку. До сих пор я ее очень люблю и часто слушаю. Но как только появилась классическая музыка в моей жизни, мне было 10 лет, мне стало очень интересно, как это работает. Когда я пришел в музыкальную школу, моим первым педагогом был Хегай Дмитрий Ильич. Для меня это очень дорогой человек. Он привил мне любовь к музыке. Я никогда не представлял себя музыкантом, но как только я зашел в его класс, и он стал со мной знакомиться, показывать инструменты, общаться, я понял, что мне стало безумно интересно, и я хочу учиться у этого человека, потому что он очень светлый, добрый. На мои музыкальные предпочтения он очень сильно повлиял. Я стал слушать классическую музыку, стал ее играть. Буквально с первых классов он прививал мне культуру сначала классицизма, впоследствии романтизма, когда я постарше стал. Поэтому Дмитрий Ильич – одна из главных персон не только в моей музыкальной жизни, но и моей жизни в целом. Без него я бы не стал тем, кем являюсь сейчас.
СПДМ: С какой страной/культурой ассоциируется у Вас кларнет?
Вазген Юсупов: Тут, наверное, несколько вариантов. Потому что кларнет был изобретен примерно в 1690 году в Германии, в городе Нюрнберг, немецким мастером Иоганном Деннером. Соответственно, это, в первую очередь, немецкое создание. И его очень много в немецкой музыке. Я очень люблю кларнет в немецкой музыке, потому что ему там отведены самые великолепные партии, самые яркие, очень часто это тема любви. В русской музыке кларнет представляет не такие радужные партии. Например, одно из самых известных соло в Пятой симфонии Чайковского – это вообще тема смерти. То есть в русской культуре кларнет более темный по своей энергетике инструмент. Однако так как я сам армянин и обожаю армянскую музыку, могу слушать ее без остановки часами, конечно, у меня он ассоциируется в большей степени с армянской культурой, если не брать академическую музыку. Хотя я родился в Туркмении, мои корни идут из Нагорного Карабаха (предки бежали от геноцида в Туркменистан), в любом случае Армения и армянская культура – это мой дом, моя родина, то, что я люблю. И, конечно, эти яркие армянские широкие свадьбы, эти инструменты народные… В Армении кларнет считают тоже народным инструментом. Может быть, слышали шутку, что в этом мире все придумали армяне на самом деле. Конечно, я так не считаю, но тем не менее кларнет в армянской культуре – это мне очень близко.
СПДМ: Как Вы оказались в Академии джаза?
Вазген Юсупов: Когда я стал делать первые успехи на кларнете в Белгороде, мой педагог решил, что пора двигаться дальше. Мы долго думали: Петербург или Москва. Но так как ученики моего педагога уже поступали в Московскую консерваторию и в колледж к Евгению Александровичу Петрову, мы решили, что съездим сначала к нему на консультацию. Впервые мы приехали к нему, когда я на кларнете занимался всего два года. Я уже играл ему тогда концерт Крамаржа.
Там забавная получилась ситуация. Я был неплохо подготовлен. Мне сказали, что я должен сыграть гаммы до трех знаков. Но как-то так вышло, я пропустил момент, что в ля мажоре и фа-диез миноре по три диеза. Я понял это только в день, когда мы приехали в Москву и до консультации оставалась пара часов. Я что-то попытался выучить. В итоге ничего не вышло. Идя на встречу, у меня дрожали руки, коленки… Я просто молился о том, чтобы он не спросил меня эти злосчастные ля мажор и фа-диез минор. И буквально с порога он говорит: «давай ля мажор». В этот момент я проклинал и себя, и кларнет, и весь мир. Мне сразу стало настолько стыдно…
Одна из черт гениальности Евгения Александровича в плане педагогической деятельности – он требует от своих учеников, не важно, на каком уровне находится ученик, предельной скрупулезности в занятиях базовыми упражнениями: гаммы, длинные звуки, все то, с чего мы начинаем. И сам он по сей день несмотря на то, что уже профессор, не побоюсь этого слова, великий кларнетист, занимается всеми этими основными вещами и гаммы играет. Я не знаю, смогу ли я когда-то достигнуть такого же уровня исполнения гамм как он, потому что он играет их просто безупречно.
В итоге консультация прошла хорошо. И я поступил к нему сначала в Академию джаза, а сейчас являюсь студентом его класса на третьем курсе Московской консерватории. В Академии джаза я учился на классическом отделении. И совсем не разбираюсь в основах джаза. Но у меня есть очень хорошие друзья, которые посоветовали мне великолепную музыку в джазовом стиле, которую я тоже очень люблю.
СПДМ: Каким был для Вас прошедший музыкальный год?
Вазген Юсупов: Прошедший год был очень ярким, эффектным. У меня произошло очень много изменений в карьере. Я стал работать в Российском национальном молодежном симфоническом оркестре, познакомился с огромным количеством кларнетистов, так как у нас постоянно проходят мастер-классы в оркестре. Мы туда зовем ведущих солистов российских оркестров. Это беспрецедентный опыт. В России такого нигде нет. В плане сольной карьеры – моя благодарность Санкт-Петербургскому Дому музыки за все выступления, которые мне доверяют, их просто огромное количество. И каждое для меня – это просто праздник. От Дома музыки я выступил в концертном зале имени Чайковского. Это великая сцена, на которой выступали самые известные музыканты, оркестры, дирижеры. Для меня это невероятный опыт. Так же я ездил в Индию на гастроли. Это было очень увлекательное путешествие. Нас там встречали как каких-то героев. Мы великолепный концерт сыграли. Очень качественно была подобрана программа, великолепная организация. В Доме музыки к нам всегда такое отношение.
О конкурсах. Конкурс в Италии у меня был в августе. Я там занял третье место. Это был конкурс среди кларнетистов и саксофонистов. В сентябре я был в Чехии. Это был чисто кларнетовый конкурс. Я прошел во второй тур, но, к сожалению, не прошел в финал. Потом я был в Бельгии. К сожалению, не прошел дальше первого тура, хотя сыграл неплохо. Конкурс в Бельгии – это один из самых известных и крупных конкурсов кларнетистов! Более 300 заявок, к первому туру были допущены только 65 человек, среди которых я единственный был из России! Но ничего страшного. Я обожаю участвовать в конкурсах и никогда не отчаиваюсь, если меня куда-то не пускают. Так как для меня это новый вызов стремиться к еще большему. И я даже не сомневаюсь, что рано или поздно я выиграю.
И последний конкурс в 2024-м году – IV Всероссийский музыкальный конкурс, на котором я получил вторую премию. Это был огромный опыт, потому что в жюри были солисты Мариинского театра, Петербургской филармонии, педагоги из Москвы. Я к нему готовился больше всего и хотел показать, что я один из лучших. В итоге так и вышло. Я очень благодарен Дому музыки за мастер-классы. В каждом туре я играл с большим удовольствием. Хотел бы отметить концертмейстера – Елену Михайловну Серову. Мы часто выступаем вместе. Это, наверное, мой любимый концертмейстер, совершенно уникальный человек. С ней можно даже не репетировать. Я абсолютно точно знаю, что Елена Михайловна меня поймет в ту же секунду, когда я захочу что-то сделать на сцене в музыкальном плане. Это если не 50 процентов моего успеха на конкурсе, то все 30 точно. Она играла очень со многими конкурсантами и поддерживала каждого, относилась к нам не только как к своим коллегам, а как к своим родным людям.
СПДМ: В этом году Вы были участником Летней академии Санкт-Петербургского Дома музыки в Ялте. Насколько полезен оказался для Вас этот крымский интенсив?
Вазген Юсупов: Я с Домом музыки сотрудничаю с 2021 года. Участвовал неоднократно в многочисленных программах, концертах, мастер-классах. Мастер-классы всегда были с разными педагогами – Петров Евгений Александрович, Лютиков Никита Александрович. Это тоже беспрецедентный случай в России. Таких мастер-классов больше нигде нет с такой великолепной организацией. Нам всегда Дом музыки оплачивает всю поездку, экскурсии. Я езжу туда три года подряд. Каждый раз готовлюсь к новым конкурсам. После мастер-классов в Летней академии я занял второе место на конкурсе кларнетистов Московской консерватории, сейчас на Всероссийском конкурсе.
Конечно же, сольные концерты, которые Дом музыки дает нам – это тоже великолепная возможность показывать себя, развиваться, пополнять репертуар и сотрудничать с самыми яркими коллективами страны. Я уже исполнил множество кларнетовых концертов. Это и Нильсен, и Вебер, и Моцарт. И я уверен, что на этом список не закончится.
СПДМ: Ваше ближайшее выступление 23 января в концертном зале Мариинского театра в проекте Дома музыки – Второй кларнетовый концерт Вебера, написанный более двухсот лет назад. Что делает эту музыку актуальной в наше время?
Вазген Юсупов: Насчет актуальности академической музыки в наше время, наверное, она стала менее актуальна, так как раньше в целом темп жизни был медленнее, сейчас он гораздо быстрее. И людям не очень интересно думать. Академическая музыка заставляет думать. А люди сейчас отвыкли от этого. Если раньше даже в развлечениях, можно сказать, был какой-то мыслительный процесс, то сейчас гораздо легче и проще для людей листать ленту в какой-то социальной сети. Однако, конечно, она актуальна. Что такое концерт для какого-то сольного инструмента с оркестром – это соревнование между солистом и оркестром. Изначально так задумывалось, когда писал свои концерты Вивальди. Наверное, в первой части Концерта Вебера есть некое соревнование. Но вторая и третья части, конечно, отличаются. Вторая – это очень лирический, нежный и даже моментами трагический образ. В третьей части солист играет вместе с оркестром, там нет соревнования. Это такой полонез. Там даже в нотах написано Alla polacca. У каждого разные интересы. Сказать, что для всех эта музыка актуальна, я не могу. Для меня актуальна. Для любителей кларнета, для любителей классической музыки тоже.
Современную музыку не особо люблю. Хотя иногда встречаются очень интересные произведения, к примеру, есть такой немецкий кларнетист Йорг Видман. У него есть целый ряд произведений, в основном для кларнета соло. У него есть Фантазия, Три танца – их играть и слушать очень интересно, разные образы возникают. Например, в Фантазии он выписал в нотах смех одного из его друзей. И это нужно исполнять как шутку какую-то. Если брать симфоническую современную музыку, то я не всегда понимаю, с какой целью она пишется. Я считаю, что с современной музыкой нужно быть довольно осторожным и не сильно погружаться в нее, чтобы не забыть классические академические нормы исполнения.
СПДМ: В каком музыкальном направлении Вам хотелось бы развиваться?
Вазген Юсупов: Конечно, хотелось бы больше развиваться сольно. Для этого я постоянно готовлюсь на конкурсы, стараюсь больше играть. Однако оркестровая практика тоже очень интересна! Сергей Павлович Ролдугин как-то сказал мне: «Да, ты работаешь в оркестре, но не забывай, что и в оркестре должен быть солистом». Я его слова полностью поддерживаю! Так же обожаю играть камерную музыку. Это вообще отдельный мир в искусстве, где столько деталей! Если в оркестре и с оркестром в основном это довольно крупная кисть, то камерная музыка – это совершенно по-другому. Можно сказать, что это очень-очень мелкая мозаика! Подводя итог, хочу сказать, что конкретного направления, пожалуй, нет. Я люблю играть разную музыку и буду стараться развиваться во всех направлениях.
СПДМ: Каких событий Вы особенно ждете в новом году?
Вазген Юсупов: Я готовлюсь к двум международным конкурсам кларнетистов. Первый будет летом в Румынии, а второй – это знаменитый конкурс в Мюнхене – ARD. С нетерпением жду возможности выступить там и показать себя. Уверен, что Санкт-Петербургский Дом музыки всячески меня поддержит в этом, что, на самом деле, он уже и делает! Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить еще раз всю команду Дома музыки. Ваш вклад неоценим!
Интервью подготовила Татьяна Михайлова