«Гобой невероятно капризный инструмент»
Фёдор Освер родился в 2003 году в Москве. Обучался в Детской музыкальной школе Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс преподавателя Юрия Егорова). Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) им. Гнесиных (класс преподавателя Дениса Освера). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). В 2020 году Фёдор стал победителем III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва) и лауреатом III премии Международного конкурса Гран-при «Золотые таланты» (Курск). 2021-й принес победу на XII Международном конкурсе Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах. Лауреат премии «Молодые дарования России» (2018-2019). Ведет активную концертную деятельность. Выступал в залах Московской и Нижегородской консерваторий, Академии им. Гнесиных. Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Южно-Сахалинским камерным оркестром п/у Тиграна Ахназаряна, Камерным оркестром «Гнесинские виртуозы». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Фёдор Освер: Музыка вошла в нашу семью давно. Моя прабабушка со стороны отца была музыкальным работником в детском саду, прадедушка со стороны мамы сам освоил нотную грамоту и научился играть на баяне просто для себя. Мои родители – первые профессиональные музыканты в нашей семье: мама – виолончелистка, а папа – гобоист. До них были инженеры и художники. Конечно, родители влияли на меня и влияют по сей день, помогая мне работать над разными произведениями, но решение играть на гобое принял я.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): С каким произведением связан Ваш первый выход на большую сцену?
Фёдор Освер: Я многое помню из своих первых выступлений, конкурсов, каждый маленький шаг – это маленькая победа. Мое первое исполнение сольно с оркестром было в 11 лет. Тогда я играл Концерт для двух гобоев и струнных Вивальди в филармонии Нижнего Новгорода и имел честь музицировать с маэстро Александром Моисеевичем Скульским. Позже у меня были выступления, когда я играл одну часть из концерта с оркестром, но я считаю, что мое первое серьезное исполнение и первый выход на большую сцену – исполнение Концерта Моцарта для гобоя с оркестром до мажор в Ульяновске, концерт был в рамках проекта «Река талантов». Именно тогда я впервые сыграл Концерт целиком. Это было волнительно, но очень радостно!
СПДМ: В 1989 году гобой был занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный инструмент. В чем, на Ваш взгляд, его главная сложность?
Фёдор Освер: Да, действительно гобой является самым сложным инструментом, как признает книга рекордов Гиннеса. Это невероятно капризный инструмент, но самая главная проблема гобоистов – трости. Это вечный поиск и вечный эксперимент. На изготовление одной трости уходит от одного вечера до недели и более. Существует легенда, что чем больше времени тратится на изготовление трости, тем дольше она играет, но на своем опыте скажу, что это дело случая, иногда трость, сделанная за 2 дня, будет играть полтора месяца, а трость, которая делается неделю, треснет почти сразу. Пару лет назад гобоисты устраивали челлендж, который назывался «10 minute reed», задача заключалась в том, чтобы фактически с нуля сделать играющую трость, уложившись в 10 минут. В основном все профессиональные гобоисты делают трости сами, так как все очень индивидуально, это сложный технологический процесс, который занимает очень много времени, сил и нервов. Важно уметь исправлять трости, так как они имеют свойство меняться в зависимости от климата, от изменения температуры и влажности. Например, в Санкт-Петербурге трости становятся тяжелее из-за влажности и не дают звука, зато старые, казалось бы, ссохшиеся трости могут неожиданно обрести новую жизнь. Еще стоит сказать, что на гобое физически трудно играть. Необходимо брать достаточно много дыхания, чтобы продувать инструмент, но отверстие в трости очень маленькое, и создается большое давление, а также остается много лишнего воздуха. Именно поэтому часто у гобоистов, предпочитающих «тяжелые» трости, бывают головные боли. Очень много внимания стоит уделять состоянию инструмента, это тоже сильно влияет на комфорт при игре.
СПДМ: Гобой в оркестре часто исполняет роли шутливые, игривые, комические. Вам нравятся эти черты его «характера»?
Фёдор Освер: Да, бывает такое, самый банальный и подходящий пример – утка из «Пети и волка» Сергея Прокофьева. Но вообще обычно гобой отвечает за лирические, напевные темы. Все самые известные соло гобоя – это именно что-то певучее, мелодичное, лирическое. Мне ближе лирический гобой. Для меня одно из самых красивых соло гобоя в оркестре – кантиленное соло из 2-й части Первой симфонии Чайковского. Возможно, это оттого, что я безумно люблю природу. Возможно, в силу возраста, романтизм мне ближе всего, я не пытаюсь что-то изображать, а стараюсь передать публике те чувства и состояния, которые композитор вложил в ноты: свежесть, пылкость, полет юношеской души, благородство! Очень люблю Шумана: и играть, и слушать.
СПДМ: Значительная часть гобойного репертуара связана с барокко. В программах Дома музыки, в частности, Вы исполняете сочинения Телемана, Баха. Вы органично чувствуете себя в музыке той эпохи?
Фёдор Освер: Да, конечно, в эпоху барокко для гобоя написано огромное количество музыки, и я уверен, что еще столько же утеряно или попросту неизвестно нам. Меня очень привлекает разнообразие жанров эпохи барокко: инструментальные концерты, сонаты для гобоя и бассо континуо, трио сонаты, двойные инструментальные концерты, оркестровые сюиты, кончерто гроссо. Восхищает то, что барочная музыка всегда имеет какую-то свежесть, бодрость, она не теряет свою актуальность. Бывали случаи, когда на репетицию я приходил в не очень хорошем настроении, немного грустный, но после занятий настроение резко поднималось, просто взлетало. Тогда мы играли оркестровые сюиты Баха. Я часто исполняю произведения эпохи барокко, в том числе в программах Санкт-Петербургского Дома музыки, эту музыку играть очень интересно, она органична, можно немного импровизировать и наслаждаться звучанием.
СПДМ: Из сочинений для гобоя более позднего времени или современных что бы Вы выделили?
Фёдор Освер: Из музыки 20 века любимыми произведениями на данный момент являются Соната для гобоя и фортепиано Анри Дютийё, радостный и народный Концерт Гидаша, а также сольные этюды Сильвестрини, которые максимально расширяют технические возможности гобоя. Конечно, есть произведения Лучиано Берио, Хайнца Холлигера, Антала Дорати, Винко Глобокара, но до этих произведений я еще не дошел. Там используется множество разных приемов, начиная от фруллато, глиссандо, игры на гобое без трости, использования мультфоник, заканчивая криками и смехом без инструмента. Мне рассказывали, что на конкурсе композиторов было произведение, где необходимо было во время исполнения разбить об пол раструб (нижнее колено гобоя). Еще есть много произведений из классического концертного гобойного репертуара, которые хочется сыграть, их нужно выучить, поэтому время для «неформатной» музыки пока не пришло.
СПДМ: Кто из гобоистов для Вас является творческим ориентиром?
Фёдор Освер: Очень сложно назвать лишь одно имя. Франсуа Лелё, Алекс Кляйн, Вашингтон Барелла, Алексей Уткин, Филипп Тондре, Рамон Ортега, Анатолий Любимов, Хайнц Холлигер. Все они потрясающие музыканты, великолепно владеют инструментом. Иногда во время прослушивания записи создается ощущение, что это игра на скрипке, но никак не на гобое, ощущение, будто технических ограничений в возможностях инструмента не существует.
СПДМ: Считается, что сольную карьеру гобоисту сделать очень сложно, во всяком случае, во много раз сложнее, чем, к примеру, пианисту или виолончелисту… Согласны с этим мнением? Готовы его оспорить собственным примером?
Фёдор Освер: Да, это сложно, очень мало таких случаев. Но все же они есть, все знают Алексея Уткина, Франсуа Лелё, Алекса Кляйна. Я думаю, что все упирается в ограниченный репертуар гобоя. Даже самому исполнителю может банально надоесть играть одно и то же на протяжении многих лет. Да и среди публики немного любителей целый вечер слушать гобой – слишком характерный у него тембр, сильный звук. Но есть примеры, когда прекрасные гобоисты совмещают сольные выступления с игрой в оркестре (Альбрехт Майер, Филипп Тондре), ведь гобоист в оркестре – тоже солист. Оспорить собственным примером пока не готов, еще только начинаю свой путь. Когда случается выступать сольно, получаю огромное удовольствие, благодарен каждой возможности выйти на сцену.
СПДМ: В каком творческом проекте Вы хотели бы поучаствовать, возможно, экспериментальном, выходящим за привычные рамки?
Фёдор Освер: Хотелось бы поиграть барочную музыку с клавесином, органом, теорбой или барочной гитарой. Но я бы и не отказался от проектов с современной музыкой, если там не надо ломать инструмент, поскольку играть такую музыку чаще всего интересно, а иногда это вызывает спортивный интерес.
СПДМ: Каких событий в новом году Вы особенно ждете: концертов, проектов, гастролей?
Фёдор Освер: Прежде всего я хочу выразить огромную благодарность Дому музыки, который предоставляет молодым музыкантам возможность выступать на лучших концертных площадках, исполнять совершенно нестандартные программы даже на непривычных для публики инструментах (гобой, кларнет, контрабас), приобретать незаменимый концертный опыт. Такие потрясающие проекты, как «Река талантов», «Посольство мастерства», «Летняя академия», «Апрельский интенсив», «Ноябрьский интенсив», дают шанс широкому кругу молодых музыкантов из разных мест нашей страны позаниматься с лучшими педагогами - прекрасными музыкантами, выйти на сцену с симфоническим оркестром! Мне посчастливилось попасть на мастер-классы с профессором Алексеем Юрьевичем Уткиным (сейчас я учусь в консерватории у Алексея Юрьевича) и с потрясающим музыкантом Павлом Александровичем Соколовым. Это драгоценный опыт, новые знания, колоссальный заряд для занятий! Все мои важные концерты были сыграны в рамках программ Дома музыки, все победы на крупных конкурсах были после мастер-классов и незаменимого, пусть еще и небольшого, сценического опыта, полученного на концертах, предоставленных Домом музыки. Единственное, о чем я жалею, что начал участвовать в программах лишь в 18 лет, а не раньше. Я всегда рад любой возможности выйти на сцену! Ближайшее мое выступление состоится 4 февраля в Архангельске, где мы с замечательным пианистом Александром Ключко будем исполнять камерную музыку в рамках проекта «Музыкальная сборная России».
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
https://eng.spdm.ru/soloist-january-2023-fedor-osverIN ENGLISH