«Музыка – это всегда загадка, ответов на которую может быть множество»
Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Обучаться музыке начал в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс преподавателя Киры Шашкиной). В 2013 году окончил Московскую консерваторию (класс Народного артиста РСФСР, профессора Сергея Доренского). В 15-ть лет стал Лауреатом III премии и обладателем специального приза Х Международного конкурса пианистов им. Ф.Шуберта в Германии, а через год – победителем Международного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске и обладателем специального приза YAMAHA ХV Международного конкурса пианистов им. Хосе Итурби в Испании. В 2019-м Филипп Копачевский стал обладателем звания «Лучший участник II тура» на XVI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Москва). С успехом гастролирует в России, а также в Великобритании, Германии, США, Японии, Голландии, Франции, Греции, Польше. Выступает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами. Его партнерами по сцене были великие музыканты – Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Максим Венгеров. С 2010 года – солист Московской филармонии. По заказу японской телекомпании записал диск фортепианных произведений Ф. Шопена. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Филипп Копачевский: Несмотря на то, что мои родители оба музыканты (папа флейтист, мама скрипачка), мой путь в музыке сложился не прямолинейно. С 4 до 6 лет я с родителями жил в Бразилии, куда мой папа временно уехал преподавать и играть в духовом квинтете. Когда в 6 лет я вернулся в Москву, бабушка, ни с кем не сговариваясь, привела меня в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, куда я поступил в класс флейты, параллельно занимаясь общим фортепиано. Честно признаться, занятия на флейте у меня совсем не пошли, и во второй класс меня перевели на специальное фортепиано в класс Киры Александровны Шашкиной. Флейта – прекрасный инструмент, но у меня всегда было более полифоническое мышление, мне хотелось большего многоголосия. Фортепиано в этом смысле оказалось мне куда ближе.
Я прекрасно помню мой первый сольный концерт в городе Великий Новгород, мне тогда было 9 лет. Я играл «Детские сцены» Шумана и Ре-мажорный концерт Гайдна, это было очень волнительно. С детства я всегда испытывал на сцене большую ответственность, волновался, но волнение и нервы – неотъемлемая часть концертной жизни. Можно сказать, это «входная плата» за нее. И особенно это касается конкурсов, играть на которых я никогда особо не любил. Да, конкурсы – хороший стимул к работе, самосовершенствованию, но музыка очень субъективное искусство. Победы, конечно, доставляли мне удовольствие, но не более того. От концертной жизни удовольствия гораздо больше.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Авторитет учителя и собственная свобода – всегда ли можно найти компромисс?
Филипп Копачевский: По моему мнению, первостепенная задача педагога как раз научить ученика думать своей головой, раскрыть именно его личный потенциал, развить умение решать музыкальные и художественные задачи самому. Ведь уроки уроками, а так или иначе на сцену музыкант выходит один, без какой-либо помощи. Кстати, с этого года я работаю в Московской Консерватории ассистентом профессора Владимира Павловича Овчинникова, для меня это новый этап, педагогическая деятельность очень мне интересна.
СПДМ: Какие уроки/советы/правила Ваших учителей для Вас актуальны до сих пор?
Филипп Копачевский: Сложно выделить что-то одно. Меня окружало невероятное количество педагогов, а сейчас и дирижеров, партнеров по камерному ансамблю, с каждым по-своему интересно. Кроме того, я всегда ищу рациональное зерно, даже если с чем-то не согласен, ведь в этом и удовольствие, что каждый концерт в партнерстве с новым музыкантом на сцене индивидуален. Я никогда не пытаюсь прийти на репетицию со своим уставом, мне интересно решать задачи по-разному. Никогда не забуду мое сотрудничество с Мстиславом Ростроповичем, я был стипендиатом его фонда долгое время, мы играли Второй концерт Шопена, и это было незабываемое впечатление. Владимир Спиваков – человек, который многому меня научил, каждый концерт с ним для меня большое удовольствие и всегда новый опыт. Я не смогу в ответе упомянуть всех, у кого я учился, потому что в музыке это постоянный, неостановимый процесс.
СПДМ: С каким композитором вы абсолютно «на одной волне»?
Филипп Копачевский: Ответ будет универсален и банален: с тем, кого играю в данный момент. Я не могу и не хочу кого-то выделять, это огромный мир, и миллиарда жизней не хватит сыграть все, что хочется.
СПДМ: Что Вам ближе: камерное исполнение или игра с оркестром?
Филипп Копачевский: Это два разных мира, существующих в одной вселенной. И они оба абсолютно прекрасны.
СПДМ: Как Вы настраиваетесь на выступление? Что нужно для комфорта, гармонии на сцене?
Филипп Копачевский: У меня нет универсальных решений. Часто приходится приезжать в день концерта, не высыпаться, но надо быть ко всему готовым. В наше время в концертной жизни вообще очень важна мобильность, умение быстро учить, быстро повторить, очень важна выносливость, поэтому самое важное – сон. Конечно, прекрасно иметь спокойный размеренный день перед концертом, хотя иногда в стрессовой ситуации на сцене рождается что-то новое, необычное.
СПДМ: В этом году ровно 10 лет Вашего сотрудничества с Санкт-Петербургским Домом музыки. Что за эти годы запомнилось больше всего?
Филипп Копачевский: За эти годы было невероятно много интересного. Для меня участие в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки – всегда большая честь и ответственность. Было сыграно много сольных и камерных программ с моими замечательными коллегами Павлом Милюковым, Александром Раммом и многими другими прекрасными музыкантами, концертов с оркестром в Санкт-Петербургской Капелле, Кисловодске. Для меня это огромная школа и прекрасный стимул, ведь для музыканта выходить на сцену, быть на сцене – это самое важное, и замечательно, что эту возможность дает молодым артистам Санкт-Петербургский Дом музыки.
СПДМ: «Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем», - согласны с Шопеном? Вместе эти два понятия усиливают состояние счастья? У вас есть желание сочинять?
Филипп Копачевский: Я много сочинял в детстве, пытался написать оперу, играл ее даже на теплоходе Ростроповичу, когда мы путешествовали с концертами по Волге. Он весьма лестно оценил мое творчество, предложил написать струнный квартет, что я и сделал, но этим пока все ограничилось. Мне было 15 лет, концертная жизнь была менее насыщенная, но потом я сконцентрировался на ней. Не очень представляю, как это можно совмещать сейчас. Тем более, что идеи-то композиторские у меня есть, а вот опыта и профессионализма не хватает, этому надо учиться.
СПДМ: В каких жанрах Вы не видите себя как исполнителя?
Филипп Копачевский: Я не загадываю, стараюсь в любой музыке искать рациональное зерно, открыт для разных предложений и экспериментов. Играю музыку самых разных жанров и эпох. Бывает, что что-то идет тяжелее, что-то проще, что-то находит больший отклик, что-то меньший, но в процессе работы это может много раз меняться. Музыка – это искусство во времени, это всегда загадка, ответов на которую может быть множество.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова