«Звук флейты очаровал меня с самого рождения»
Пётр Худоногов родился в 1999 году в Красноярске. Окончил Детскую музыкальную школу №2 г. Красноярска (класс преподавателя Сергея Худоногова), а затем Красноярский колледж искусств им. П.И. Иванова-Радкевича (класс того же педагога). С 2017 года – студент Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Анатолия Иванова). Одну из знаковых наград - Гран-при в проекте Дениса Мацуева «Новые имена – регионам России» - солист получил в 12-летнем возрасте. В 2020 году музыкант стал обладателем Золотых медалей II Венского международного конкурса в Австрии и Молодёжных Дельфийских игр России, получил Серебряную медаль на Манхэттенском международном конкурсе в США. В 2021 году - победы на Международном конкурсе флейтистов в Варне и Международном онлайн конкурсе им. Антона Рубинштейна в Дюссельдорфе . С 2015 года Пётр Худоногов - артист Красноярского академического симфонического оркестра, а с 2020-го – солист этого коллектива. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Пётр Худоногов: Я слышал звуки флейты с самого раннего детства, так как мой папа часто разыгрывался дома перед концертами - он концертмейстер группы флейт в Красноярском Академическом симфоническом оркестре. Мне всегда очень нравилось особенное звучание, тембр флейты – мягкий, обволакивающий, серебристый. Я начал своё путешествие в мир музыки, когда мне исполнилось 4 года. Хорошо помню, как впервые пришёл в музыкальную школу, в подготовительный класс на урок к своему папе (уже как к педагогу). Учёба для меня была не в тягость, потому что с самого начала обучения у меня появилась мечта - научиться играть на флейте не хуже, чем папа, и стать профессионалом своего дела. Кончено, как и у большинства начинающих музыкантов, трудности случались, но это только мотивировало меня к ещё более интенсивным занятиям. О смене инструмента речи никогда не шло – звук флейты очаровал меня с самого рождения.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Говоря о выдающихся флейтистах, в первую очередь, отмечают качества звука-голоса. Чей голос Вам кажется наиболее красивым?
Пётр Худоногов: Действительно, тембр, окраска звука флейтиста является основой, отличительным признаком каждого флейтиста. Я с самого раннего детства с большим удовольствием слушаю разных флейтистов, как по аудиозаписям, так и живые выступления солистов, что, безусловно, очень важно и необходимо для творческого развития. На самом деле, прославленных флейтистов, мастерски владеющих инструментом, в мире большое количество. Лично мне по звучанию флейты, теплоте звука, краске ближе всего выдающийся швейцарский флейтист-виртуоз Эммануэль Паю. Его волшебный звук трогает до глубины души, помогает прислушаться к самому себе, прожить те или иные эмоции музыкального шедевра.
СПДМ: За то, каким звуком поет флейта, отвечает музыкант. Вы уже нашли свой звук?
Пётр Худоногов: Я с этим полностью согласен. Конечно, именно исполнитель наполняет звук инструмента особой краской, теплотой. У каждого флейтиста звук уникален. Что касается меня, у меня есть свои внутренние представления и ощущения, как должен звучать инструмент, и я этого добиваюсь, ежедневно улучшая звучание флейты и постепенно приближая его к моему внутреннему идеалу тембра.
СПДМ: Самые важные уроки мастерства, которые Вам преподали? Кто были Вашими учителями?
Пётр Худоногов: Безусловно, очень важным для каждого начинающего музыканта является выбор его первого педагога, от которого на самом деле зависит всё дальнейшее развитие маленького исполнителя. Мне очень повезло, так как я начинал своё обучение в музыкальной школе у своего папы – Сергея Николаевича Худоногова. Он постарался передать мне все навыки исполнительского мастерства, которыми обладает сам. Также большую роль в моём творческом развитии во время обучения в музыкальной школе сыграла творческая школа «Новые имена» в городе Суздаль, куда меня пригласил Народный артист России Денис Леонидович Мацуев, после того как я одержал победу в проекте «Новые имена – регионам России» в 2011 году. На протяжении последующих 6 лет я становился стипендиатом фонда «Новые имена» и получал мастер-классы от ведущих флейтистов нашей страны – Александра Михайловича Голышева, Олега Валентиновича Худякова, Альберта Леонидовича Гофмана. Благодаря Санкт-Петербургскому Дому музыки я получил очень важные мастер-классы у выдающихся флейтистов, таких как Денис Вячеславович Лупачёв, Ольга Степановна Чернядьева, Венсан Люка.
СПДМ: Ваш репертуар очень разнообразен: от абсолютной классики (Бах, Моцарт, Глюк и др.) до зарубежной эстрады (Ласт), музыки советского времени (Вайнберг) и современных композиций (Магалиф), - по какому принципу Вы его формируете?
Пётр Худоногов: Формирование моего концертного репертуара происходит, конечно же, постепенно. Я стараюсь постоянно его обновлять, добавлять новые и новые музыкальные шедевры, которые, по моему мнению, обязательно должны быть услышаны публикой. Какие-то произведения добавляются в мой «музыкальный багаж» при подготовке к международным конкурсам и концертам, что-то я беру осознанно, чтобы лучше изучить и понять композитора, его стиль и эпоху. К примеру, с детства моим одним из самых любимых композиторов был и остаётся великий австрийский гений Вольфганг Амадей Моцарт. К сожалению, для флейты он создал не так много произведений, как для других инструментов, но, безусловно, каждое его музыкальное сочинение является истинным шедевром. В детстве я играл многие его сочинения из учебного репертуара: знаменитые арии из опер «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта». Постепенно я переходил к более крупным произведениям Моцарта, например, Анданте для флейты и фортепиано. Позже я обратился к его знаменитым флейтовым концертам соль мажор и ре мажор, которые являются неким эталоном и очень часто входят в список обязательных произведений на самых престижных международных музыкальных конкурсах.
СПДМ: Знакомство с какими произведениями оказало на Вас наиболее сильное эмоциональное воздействие?
Пётр Худоногов: Большое эмоциональное впечатление на меня произвел Первый флейтовый концерт советского композитора Моисея Вайнберга. Жизнь и судьба этого великого композитора была очень тяжёлой и трагичной. Во время Второй мировой войны Вайнберг потерял всех своих родных и близких - их убили фашисты в концлагерях. Кончено же, эта боль утраты оставила неизгладимый след на всём творчестве композитора. Флейтовый концерт он написал в 1961 году. В нём Вайнберг рассказал о событиях Второй мировой войны – от наступления немцев в первой части до полной победы над ними и торжества справедливости в финале концерта. Сильные чувства на меня произвела медленная вторая часть концерта – это, как писал сам автор, воспоминания и плачи по погибшим в войне. К сожалению, этот концерт не так часто звучит в России, но благодаря Санкт-Петербургскому Дому музыки мне посчастливилось исполнить его с Тульским симфоническим оркестром и маэстро Игорем Манашеровым в проекте «Музыкальная сборная России», за что я очень признателен.
СПДМ: Есть ли музыка, которую Вы терпеть не можете?
Пётр Худоногов: Я глубоко убеждён, что вся музыка прекрасна. Просто какие-то произведения больше трогают струны души, какие-то чуть меньше. Но я уверен, что каждое музыкальное произведение имеет право на существование, как личное отображение чувств, переживаний композитора.
СПДМ: Сегодня география гастролей артистов существенно сузилась, отразилось ли это на Ваших собственных творческих планах? Открываете ли Вы для себя новые площадки внутри страны, новые форматы выступлений?
Пётр Худоногов: Безусловно, нынешняя политическая ситуация внесла некоторые корректировки в мои творческие планы – пришлось отказаться от участия в крупных зарубежных музыкальных конкурсах весной этого года. Однако, это дало повод более качественно подготовиться к не менее важным и значимым международным конкурсам на осень и зиму предстоящего творческого сезона. Относительно концертов и творчества в России, для меня никаких изменений не произошло – всё продолжается по намеченному плану событий. Конечно, я стараюсь открывать для себя новые концертные площадки, чтобы была возможность поделиться своим творчеством с публикой из разных городов нашей страны.
СПДМ: Какое место в вашей творческой биографии занимают проекты Санкт-Петербургского Дома музыки? Что Вам хотелось бы ещё осуществить в рамках этих проектов?
Пётр Худоногов: Моё творческое сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки началось ещё в 2018 году с мастер-классов Дениса Вячеславовича Лупачёва в рамках проекта «Посольство мастерства» в моём родном городе Красноярске. Для меня эти мастер-классы оказались очень важными – они дали мне некий новый отсчёт моего творчества. Мне захотелось больше играть, профессионально развиваться, участвовать в серьёзных международных конкурсах. Следующей, ещё более важной вехой стал проект «Река талантов» и осенние мастер-классы в Санкт-Петербургском Доме музыки у Ольги Степановны Чернядьевой, по результатам которых мне предоставили уникальную возможность выступить с одним из лучших оркестров России – с Нижегородским Академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Александра Скульского. За несколько лет сотрудничества с Домом музыки мне посчастливилось выступить на лучших концертных площадках нашей страны: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Тула, Сочи, Калининград, а также принять участие в концертах «Посольство мастерства» в Греции. Именно благодаря мастер-классам Дома музыки и возможности обыграть свою конкурсную программу на концертах с оркестрами, я смог добиться хороших результатов на различных международных конкурсах, как в России: Золотая медаль «Дельфийских игр России», I премия на «Сибирских музыкальных ассамблеях» и др., так и за рубежом: одержал победу на VI Международном конкурсе флейтистов в Варне (Болгария), стал победителем на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна в Дюссельдорфе (Германия). Я искренне благодарен руководству Санкт-Петербургского Дома музыки и лично маэстро Сергею Павловичу Ролдугину за такую важную творческую поддержку, которая, безусловно, мне очень помогает в профессиональном становлении и совершенствовании мастерства. Я очень хочу, чтобы наше тесное творческое сотрудничество с Домом музыки обязательно продолжалось, ведь для меня это очень важный стимул для дальнейшего творческого развития.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH