«У меня почти нет воспоминаний о жизни без виолончели, она была всегда»
Богдан Ефремов родился в 2005 году в Санкт-Петербурге. Обучаться музыке начал в Детской музыкальной школе №20 Курортного района. С 2019 года – студент Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина). В 2019 году стал лауреатом I степени Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова; в 2021-м – обладателем Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск) и лауреатом I степени V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого. В 2023 году – полуфиналист XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Большая победа этого года – I премия Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала»; впервые местом проведения подобного конкурса стала Арктика. Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2022 года.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Что Вас больше всего впечатлило на конкурсе «Симфония Ямала»?
Богдан Ефремов: Почти всё. Первое – это то, что конкурс такого уровня проходит в Заполярье, да ещё и зимой. Кстати, сразу по окончании конкурса там ударили морозы до -45, а во время самого конкурса погода была вполне мягкая – не ниже -25. Видимо, музыка способствовала потеплению, не иначе. Второе – это высочайший уровень организации всего, до мельчайших деталей, живой интерес публики, общая потрясающе дружелюбная тёплая атмосфера. Я очень рад, что наконец-то смог выступить на достойном уровне, достаточном, чтобы завоевать первую премию. Знаете, конкурс – это всегда гораздо больше, чем просто выступление, общий уровень стресса гораздо сильнее.
СПДМ: В прошлом году произошло тоже знаменательное событие – участие в Международном конкурсе имени Чайковского. Чем стал для Вас этот конкурс?
Богдан Ефремов: Для меня это было ярчайшее событие того года. Пожалуй, можно сказать, что от этого конкурса можно отсчитывать начало моего пути как солиста. Мне повезло, что уже в 17 лет я смог получить опыт участия в конкурсе такого уровня. Сейчас мой уровень игры стал расти значительно быстрее, как мне кажется, это одно из последствий участия в конкурсе Чайковского.
СПДМ: Каждый исполнитель для конкурса старается подобрать идеальную для себя программу. Чем руководствовались Вы, составляя свою программу?
Богдан Ефремов: Поскольку я еще молодой, мой репертуар еще не настолько широк, чтобы я мог сделать действительно идеальную программу для конкурса. Я старался выбирать произведения, которые смогу достойно сыграть. Уже в случае с "Симфонией Ямала" можно говорить об идеальной программе – все исполненные мной там произведения были максимально близки мне по духу. Например, Соната Хиндемита, которую я взял специально для этого конкурса, теперь одно из моих любимых произведений в репертуаре. Также я там сыграл Сонату Шостаковича, а Шостакович, в свою очередь, является одним из моих любимых композиторов. В его Сонате огромное количество различных красок и настроений, и все это постоянно переплетается между собой.
СПДМ: Кто Вас привел в музыку? Как проходило знакомство с виолончелью? И почему именно этот инструмент появился в Вашей жизни?
Богдан Ефремов: Когда мне было два года, мама накупила развивающих звуковых плакатов на стенку – такие бывают – азбука, география, ну вот среди них был весёлый оркестр. С этого плакатика всё и началось. Я все помню довольно смутно, это со слов мамы – она утверждает, что я так упорно твердил, что мне нужна виолончель, что она пыталась сначала откупиться от меня губной гармошкой и маленьким синтезатором, а я всё равно требовал виолончель. Потом в неполных 4 года она меня привела в музыкальную школу на общеразвивающие занятия, где я уже требовал виолончель от педагогов, на третьем занятии они сдались и отвели меня к моему первому педагогу по виолончели. Поэтому у меня почти и нет воспоминаний о жизни без виолончели, она была всегда. И да – у меня в семье музыкантов нет, я первый.
СПДМ: Какую музыку Вы слушали в детстве и что слушаете сейчас?
Богдан Ефремов: В моём детстве в доме постоянно звучала барочная музыка, по большей части, конечно, виолончельная. Сейчас я могу слушать абсолютно любые жанры и направления, как для профессионального музыканта мне всё интересно. Правда, именно к барочной музыке я со временем охладел.
СПДМ: Какое самое яркое впечатление от музыки: концерт, произведение…?
Богдан Ефремов: Тут сложно сказать. Почти каждое произведение, которое берёшь в работу – это яркое впечатление. Есть воспоминания о впечатлениях от конкурса Чайковского 2015 года, когда я буквально заразился почти всей программой, которая там звучала. Отдельно могу выделить Сонату для виолончели Грига – абсолютно гениальное и сложнейшее произведение, я даже не решился пока его сыграть, потому что эмоциональный накал там совершенно нереальный.
СПДМ: 21 марта в проекте «Солисты Дома музыки в Мариинском» Вы будете исполнять Концерт ми минор Элгара. В чем феномен этого произведения?
Богдан Ефремов: Это сложное в эмоциональном плане произведение. Наверное, можно сказать, что по своему духу оно мне очень импонирует. Чем больше его играешь, тем больше погружаешься, понимаешь, насколько оно многослойно. После Первой мировой войны Элгар вообще хотел отойти от композиции и 4 года ничего не писал. Этот Концерт стал одним из первых его послевоенных сочинений. Здесь происходит общее переплетение образов боли, страсти, страданий вместе с просветлением и надеждой. Можно сказать, что это проекция сознания человека, пережившего то страшное и смутное время.
СПДМ: С чего началось Ваше знакомство с Домом музыки и что, на Ваш взгляд, отличает его проекты?
Богдан Ефремов: Знакомство началось с проекта «Река талантов». Я ждал своего 16-летия, чтобы наконец подать заявку на проект. "Река талантов" стала для меня своеобразным входом в Дом музыки, в его жизнь. Я рад, что сейчас активно участвую в проектах Дома музыки – это удивительное сочетание и обучения под руководством большого музыканта и прекрасного педагога Сергея Павловича Ролдугина, и возможности наработки опыта игры на сцене. Главное для меня сейчас – продолжать дальше развиваться как солист.
СПДМ: Какую музыку Вы больше всего любите исполнять: авторы, жанры…?
Богдан Ефремов: Скорее мне более близка музыка 20 века: Стравинский, Шостакович, Хиндемит. Я лишь недавно вышел на достаточный уровень, как музыкант, чтобы исполнять подобную музыку, так что пока что не успел переиграть много всего. В планах на будущее уже Первый концерт Шостаковича и Ми-минорный концерт Хачатуряна. И я уже точно знаю, что если мне сразу что-то не понравилось, то это не значит, что я к этой музыке не вернусь потом с новым пониманием.
СПДМ: Что восхищает Вас наряду с музыкой? Менялись ли Ваши увлечения?
Богдан Ефремов: Особое значение в жизни для меня – дорога. Любые моменты передвижения, путешествий – это то, без чего я жить не могу. С этой стороны, мне очень повезло с профессией. Не могу представить себя постоянно сидящим на одном месте. Очень люблю играть в шахматы – наряду с виолончелью шахматы были в моей жизни практически всегда. Периодически устраиваю вылазки на различные турниры, захаживаю в местный шахматный клуб. на протяжении нескольких лет я часто ходил в конно-спортивный клуб, несколько раз выступал на соревнованиях по конкуру. Со временем охладел к этому спорту – пожалуй, единственный раз, когда какой-то род деятельности стал мне неинтересен.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова