«Хочу, чтобы Россия была виолончельным центром мира»
Василий Степанов родился в 1994 году в Казани. Окончил Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева (класс преподавателя Оксаны Быстровой). Выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова), где в 2020 году окончил ассистентуру-стажировку (класс Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова). В 2018-2020 гг. проходил стажировку в Мадридской Высшей школе музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). В настоящее время преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных. Победитель Международного юношеского конкурса им. Е.А. Мравинского (Санкт-Петербург, 2012). Победитель Международного конкурса "Riga Classic Strings" (Латвия, 2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018).
Заниматься музыкой Василий начал в 7 лет. И сегодня, к 26-ти годам стал активно гастролирующим успешным музыкантом. С сольными концертами выступал в странах Европы, США, Южной Корее, Японии, Танзании. Его музыкальный кумир и пример непревзойденного виолончельного звучания – Мстислав Ростропович. Поэтому в своем творчестве музыкант ответственно относится к «судьбе» каждого звука, извлекаемого его смычком. Нужного звучания Василий Степанов стремится достичь не только в музыке, но и… в кулинарии. И, кроме того, всерьез задумывается о геокультурных интересах страны – сделать Россию виолончельным центром мира.
Василий Степанов: Я родился в немузыкальной семье, но каким-то чудом (видимо, сработали любовь и талант родителей) я оказался в музыке. Вундеркиндом не был, но любовь и безграничную тягу к музыке помню с первых своих дней. Именно это и двигало мною всегда.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Приходилось ли преодолевать себя, или занятия музыкой были в радость?
Василий Степанов: В детстве, если что-то получается хорошо, то ты делаешь это сначала интуитивно, а уже потом постигаешь головой. А вот затем наоборот – природа может погаснуть, особенно в подростковом возрасте (замечаю это по своим ученикам). И если рацио берет верх над сердцем, то могут произойти необратимые изменения. Конечно, чем больше я занимался, тем момент преодоления увеличивался, но я благодарен своему первому педагогу Оксане Александровне Быстровой, которая помогла мне не растерять любовь к музыке на пути постижения ремесла.
СПДМ: Почему выбрали виолончель?
Василий Степанов: Это виолончель выбрала меня. Моя история любви к этому инструменту абсолютно судьбоносная. А если проще, то в музыкальной школе было распределение, завуч предложила пойти в класс по виолончели. Уже через два три месяца нас было не разлучить. Я достаточно рано начал выступать. Если не ошибаюсь, уже в первом классе я выходил на сцену, и, кстати, делал это с большим влечением. Но первый серьёзный концерт, который я помню, был сыгран с оркестром на конкурсе в г. Нижнекамске (есть такой небольшой городок в Татарстане, известен своей нефтеперерабатывающей промышленностью). Там я играл концерт Вивальди. У меня был полный восторг от игры с оркестром. Помню, я был так счастлив, что до неприличия смотрел в зал, если не сказать «пялился». Мне потом об этом сказал член жюри: «так нельзя себя вести во время выступления».
СПДМ: Что Вам дал переезд из Казани в Москву и учеба там? Что связывает с Петербургом?
Василий Степанов: Казань – замечательный город, сейчас там просто удивительно хорошо. Город расцветает на глазах, местные власти работают над этим. Но развиваться надо было и мне. Юношеские стремления побудили меня попробовать свои силы в классе выдающейся Наталии Николаевны Шаховской. Переезд, конечно, полностью изменил мою жизнь. Стало ясно, что обратного пути уже нет. Хотя, должен признаться, что первый год я провёл в консерватории плохо – ленился и занимался ужасно, в результате слетел быстро по учебе (сессия была с долгами). Приехав из Казани, я окунулся в мир серьёзной конкуренции, хоть и поступил в консерваторию с высшими баллами. Надо было работать ещё усерднее, но я не сразу это осознал, нахватал долгов по учебе. Но потом взялся за дело и окончил консерваторию с красным дипломом.
В 2012 году мне посчастливилось попасть в проекты Дома музыки, и с тех пор я часто бываю в Санкт-Петербурге. Если Москва – это бесконечная гонка, то находясь в Санкт-Петербурге, я наслаждаюсь городом каждую минуту. Город располагает. Очень люблю его.
СПДМ: Стажировка в Мадридской Высшей школе музыки – самые важные уроки, полученные там?
Василий Степанов: Пожалуй, самое важное, что я осознал в Мадриде, это то, что на самом деле я не хотел уезжать из России. Я понял, что жить вдалеке от Родины я бы не смог. Мне хотелось испытать себя, попробовать что-то другое: другой язык, другой воздух, другая ментальность. Конечно, мой внутренний мир обогатился, но всем сердцем, где бы я ни был, я нахожусь в России. Помимо прочего, в Мадриде (да и во многих других странах) нет и капли тех условий, которые необходимы для развития музыканта, а у нас они есть. Особенно в нынешних условиях пандемии. Сейчас там просто тишина. Оркестры молчат, театры увольняют артистов, что говорить о студентах. Пусть приезжают к нам.
СПДМ: Как формируется Ваш репертуар? Композиторы или произведения из пятерки самых любимых
Василий Степанов: Репертуар часто формируется спросом. Если выступление с оркестром, обычно просят сыграть что-то определенное. Не смотря на то, что репертуар с оркестром у меня уже обширный и все «золотые» сочинения я уже играю, а многие и не раз в сезон, пробелы все ещё есть. Для виолончели написано много замечательной музыки, а сколько ещё будет написано! С камерными концертами немного проще – тут обычно сам формируешь репертуар на сезон, несколько программ. Хотя в моем случае возможны любые комбинации, главное, чтобы у слушателя не было ощущения перегруженности. Всегда об этом думаю, так как миссия исполнителя – оставить что-то в сердце у публики. Что касается пятёрки любимых сочинений, то я задавался этим вопросом не раз. Когда играю сам, то в любое сочинение я влюбляюсь. С каким-то сочинением может быть любовь с первого взгляда, с другим – влюблённость и легкость, а порой отношения не сразу складываются гладко, но зато потом возникает привязанность.
Как слушателю, назвать список любимой музыки проще. Конечно, он включает больше, чем пять позиций, но на ум приходят «Stabat Mater» Перголези, «Реквием» Моцарта и его 25-я симфония (особенно в исполнении оркестра Рудольфа Баршая!), 2-я симфония Малера в прочтении Валерия Гергиева, все «Страсти» Баха (если все из известных нам можно считать его авторства). Эти сочинения могу слушать почти бесконечно.
СПДМ: Одно из Ваших недавних выступлений – в Капелле в проекте «Музыка звезд» Вы исполняли Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Насколько важное место в Вашем творчестве занимает это произведение и этот композитор?
Василий Степанов: Прокофьев – это Моцарт советской музыки. Я его очень люблю, у него нет пустых нот. Партитуры Прокофьева исполнены не только высочайшего мастерства, но и невероятной жизненной энергии. Симфонию-концерт играл целиком и с оркестром впервые в своей жизни. Произведение очень сложное, наверное, по количеству и уровню техники одно из самых сложных. Очень рад, что моя личная премьера состоялась именно так.
СПДМ: Не секрет, что у разных исполнителей один и тот же инструмент звучит по-разному. Какого звучания хотели бы достичь Вы? И чья виолончель, по Вашему мнению, звучит как некое волшебство, чудо?
Василий Степанов: С первых дней знакомства с виолончелью и по сей день моим кумиром виолончельного звучания является Мстислав Ростропович. Я не знаю, как он это делал, но всегда хочу хоть на каплю приблизиться к той энергии и глубине, которой наполнена его виолончель. А он ведь играл не на одной, а на многих, и все звучали потрясающе. Я скажу так: музыканта очень выдаёт его звук. Какой ты человек, так ты и звучишь. И чем шире твой внутренний мир, чем глубже твои мысли и добрее сердце, тем лучше твой звук. В моем случае Сергей Павлович Ролдугин очень повлиял на мое отношение к звуку. Привил недостающую ответственность за каждую ноту. Раньше играл, казалось, красиво, а теперь стараюсь больше задумываться о содержании звука, о его «судьбе» в каждый момент.
СПДМ: Нынешней весной в качестве солиста СПДМ Вы выступили в Северо-Кавказской филармонии с Виолончельным концертом Александра Чайковского. Часто ли Вы исполняете произведения современных композиторов?
Василий Степанов: Это было давно моей мечтой. Александр Чайковский – наш уже «классик». Его знают во всем мире и его музыка в списке первых среди современных авторов. Я у него люблю очень многие сочинения и играю не только концерт. Это огромное счастье и спасибо ему за доверие и возможность исполнять этот концерт. Музыка – потрясающая. Современных авторов стараюсь играть как можно чаще, от этого зависит судьба нашего дела. Со многими серьёзными композиторами даже дружу, а молодых и талантливых поддерживаю по возможности. Мы не можем без композиторов, а они без нас.
СПДМ: Слушаете ли Вы современную музыку: рок, фолк, техно, рэп…?
Василий Степанов: Если это талантливо – это обязательно откликается во мне. Надолго ли – зависит от степени талантливости сочинения, если можно так сказать. Поп-музыку 21-го века почти не слушаю. Ничего не попадалось хорошего. А вот если назвать «Queen» или «Led Zeppelin» современной музыкой, то да, такое люблю послушать. На мой взгляд, все, что прошло сквозь время и историю, всегда будет современно. Так во всех сферах искусства. Шекспир, Достоевский, Босх, Ван дер Меер и сотни других творцов не теряют актуальности и по сей день. И не потеряют.
СПДМ: Есть ли увлечения, далекие от музыки?
Василий Степанов: Два абсолютно противоположных – кулинария и занятия спортом. Готовлю разное. Когда есть время – экспериментирую. С приправами, например. Ищу «нотки», которые будут сочетаться и улучшать друг друга. По мне, в музыке и кулинарии есть некоторые пересечения. Иногда, добавив совсем немного какой-нибудь пряности, и обычная похлёбка может заиграть как настоящая симфоническая партитура. Спортом занимаюсь в фитнес-зале, там же и плаваю. Стараюсь поддерживать мышцы в тонусе. И кулинария и спорт у меня на любительском уровне (готовлю, честно говоря, лучше), но слово «любительское» происходит от слова «любовь», поэтому в оба эти занятия погружаюсь с любовью.
СПДМ: Расскажите о Ваших профессиональных мечтах.
Василий Степанов: Конечно, я обожаю мечтать. Думаю, вы не найдёте музыканта без мечт. Да, наша страна богатейшая во всех смыслах, особенно на таланты, поэтому артистов и коллективов, с которыми хочется выступать и дружить, огромное количество. А ещё, скажу по секрету, хочу, чтобы Россия была виолончельным центром мира.
Беседовала Татьяна Михайлова
IN ENGLISH