5 октября. «Имена конкурса им. Чайковского». Скрипач Михаил Усов и кларнетист Лев Журавский
05 октября, в четверг, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» с произведениями Шумана, Чайковского, Видора, Сен-Санса, Гершвина, Щедрина, Василия Гетмана, Игоря Фролова выступят участники XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского кларнетист Лев Журавский (лауреат III премии) и скрипач Михаил Усов (лучший участник II тура). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова и дипломант международных конкурсов Ирина Рюмина.
Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, написанные в 1849 году, Шуман сначала назвал «Вечерние пьесы», они, вероятно, и предназначались для вечернего домашнего музицирования. Позднее он переименовал цикл – слово Fantasiestücke ему очень нравилось, так он неоднократно называл свои камерные опусы. Три разнохарактерные миниатюры он мастерски связал музыкальной нитью, поместив в третью часть мотивы двух предыдущих пьес.
Цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминания о дорогом месте» был создан Чайковским в мае 1878 года в поместье Надежды фон Мекк в Браилове. Первая публикация вышла с названием на французский манер Souvenir d’un lieu cher. Этот цикл входит в число самых популярных скрипичных сочинений композитора. В концерте прозвучит третья композиция сборника – Мелодия. В одном из писем Чайковский назвал ее Chant sans paroles (Песня без слов). Затем будет исполнен блестящий концертный «Вальс-скерцо», который Чайковский посвятил скрипачу Иосифу Котеку.
Шарль-Мари Видор – выдающийся французский композитор и органист, основу его творчества составляют масштабные органные сочинения, которые автор непривычно называл симфониями. Как органист Видор много гастролировал в странах Европы, бывал он и в России. Им создано также множество сочинений для самых разных инструментов и ансамблей, в которых в той или иной степени проявилось органное мышление автора. В программе прозвучат Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано (1898).
«Я рождаю музыку так же легко, как яблоня рождает яблоки», - писал Камиль Сен-Санс. Он обладал безупречным музыкальным вкусом, сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах, причем, с необыкновенной легкостью, без видимых усилий. Интродукция и Рондо каприччиозо написаны им в 1863 году, произведение задумывалось как финальная часть скрипичного концерта, но успех его первого исполнения убедил композитора опубликовать его отдельно. Премьера состоялась весной 1867 года в Париже. Дирижировал автор. Солировал Пабло де Сарасате, которому посвящено сочинение.
Последняя из 15 опер Римского-Корсакова, написанная в 1907 году, является редким в мировой классике примером сатирической оперы. Следуя за идеей Пушкина, Римский-Корсаков создал множество пародийно-гротескных образов. В программе вечера прозвучит Фантазия на темы оперы "Золотой петушок" для кларнета и фортепиано Василия Гетмана.
Фортепианную пьесу «В подражание Альбенису» Родион Щедрин написал в 1959 году, посвятив ее жене, выдающейся балерине Майе Плисецкой. Национальные мотивы в сочетании с ультрасовременными композиторскими приемами в творчестве Альбениса вдохновили композитора на создание этого сочинения. Миниатюра написана в духе темпераментного испанского танца. Частая смена размеров и темпов придают музыке импровизационный характер. Пьеса прозвучит в переложении для скрипки и фортепиано Дмитрия Цыганова.
Соединив академические традиции и джаз, Джордж Гершвин совершил в свое время переворот в музыкальном мировоззрении, сделав основой языка своих сочинений элементы негритянского фольклора: спиричуэлс, блюз, рег-тайм. Его Три прелюдии для фортепиано впервые были исполнены в Нью-Йорке в 1926 году. Первая пьеса носит характер блюза. Вторую сам композитор определял как джазовую колыбельную. Третьей миниатюре современники Гершвина приписывали испанский характер. По замыслу автора, их должно было быть 24 (как у Баха, Шопена или Дебюсси). Оформлены в рукописи были только семь прелюдий. На премьере Гершвин исполнил пять из них. В итоге, при публикации цикл оказался состоящим из трех прелюдий, которые стали известны во всем мире. В концерте Три прелюдии прозвучат в переложении для скрипки и фортепиано. В финале вечера будет исполнена Концертная фантазия Игоря Фролова на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано.
Михаил Усов (скрипка), 20 лет - студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженной артистки России Татьяны Беркуль). Лауреат конкурса скрипачей им. Андреа Постаккини (Италия, 2018). Лауреат II премии Всероссийских Дельфийских игр (Владивосток, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса имени П. Столярского (Одесса, 2021). Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Обладатель звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Лев Журавский (кларнет), 23 года - студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс преподавателя Григория Малиёва). Победитель II Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2018). Победитель I Международного конкурса-фестиваля кларнетистов "С Днем рождения, Маэстро!" (Москва, 2019). Победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, 2021). Лауреат IV премии Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах AEOLUS (Дюссельдорф, 2022). Лауреат III премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
05 октября 2023 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 200 – 600 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96