«Музыкальная сборная России»: вступают фортепиано, кларнет и тромбон
20 и 22 марта Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерты цикла «Музыкальная сборная России». В камерных программах с произведениями Листа, Сен-Санса, Видора, Бозза, Шулека и Рахманинова выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Анна Тер-Абрамян (кларнет), Максим Ли (фортепиано) и Владислав Щербаков (тромбон). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков.
Концерты состоятся:
20 марта, в среду, в 19.30 в зале «Атом» Парка науки и искусства «Сириус» (Сочи, Олимпийский пр-т, 1)
22 марта, в пятницу, в 18.00 в Воронцовском дворце (Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18).
Степан Шулек – хорватский композитор, дирижер, педагог, выпускник Музыкальной академии в Загребе по классу скрипки. Свою карьеру начал как исполнитель камерной музыки и дирижер, позднее стал сочинять музыку, осваивая композицию самостоятельно. Шулек написал восемь симфоний, две оперы и балет, ряд инструментальных сочинений. Его композиции можно причислить к неоклассицизму. Соната для тромбона и фортепиано «Глас архангела Гавриила», отсылающая к известному библейскому сюжету, была написана в 1973 году и сразу стала популярна у исполнителей и публики.
Камиль Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Его поразительная художественная гибкость и безупречный музыкальный вкус позволяли охватывать широчайший круг тем и сюжетов и наполнять произведения неповторимо прекрасными образами. В 1921 году Сен-Санс задумал написать сочинения для гобоя, кларнета, фагота и английского рожка, считая, что деревянные духовые незаслуженно обделены вниманием композиторов, особенно в камерном жанре. Из задуманного композитор успел написать сонаты для первых трех инструментов. Сонату для кларнета и фортепиано он посвятил Огюсту Перье. В этом сочинении превосходно раскрываются выразительные возможности инструмента.
Французский композитор, воспитанник Парижской консерватории Эжен Бозза стал знаменит в основном благодаря своим камерным сочинениям для духовых инструментов, в которых прослеживаются традиции великих французов-экспрессионистов, прежде всего, Дебюсси. В концерте будет исполнена композиция «Новый Орлеан» для бас-тромбона и фортепиано, написанная в 1957 году. Для творчества Бозза характерно использование джазовых интонаций и специфической танцевальной ритмики, которые в его интерпретации преобразовываются в новые способы выразительности. Его сочинения есть в репертуаре каждого музыканта-духовика и пользуются огромной популярностью у публики.
Шарль-Мари Видор – выдающийся французский композитор и органист, основу его творчества составляют масштабные органные сочинения, которые автор непривычно называл симфониями. Как органист Видор много гастролировал в странах Европы, бывал он и в России. Им создано также множество сочинений для самых разных инструментов и ансамблей, в которых в той или иной степени проявилось органное мышление автора. В программе прозвучат Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано (1898).
Цикл из девяти Этюдов-картин для фортепиано ор.39 стал последним произведением Рахманинова, созданным до отъезда из России в 1917 году. Общая тревожная атмосфера предреволюционных лет наложила отпечаток на характер этого опуса – в нем сосредоточены энергия, мощь, возвышенная патетика, только один из девяти этюдов, завершающий цикл, написан в мажоре. Огромный виртуозный размах в них соединяется с яркой образностью музыки и красочностью фортепианного письма. В концерте прозвучат этюды: №1 – до минор, №2 – ля минор, №3 – фа-диез минор, №4 – си минор и №5 – ми-бемоль минор.
Сборник из шести фортепианных пьес «Утешения» (S.172) Ференц Лист сочинил в 1850 году. Все миниатюры написаны в стиле ноктюрна и в двух тональностях: в ми мажоре или в ре-бемоль мажоре. Особой популярностью среди пьес сборника пользуется №3 ре-бемоль мажор. В этой инструментальной композиции проявились характерные черты музыкального языка композитора, в частности, использование некоторых особенностей вокальной музыки, которую Лист считал одним из проявлений совершенства красоты. С вокальной музыкой «Утешение» №3 роднит и куплетная форма. В этой светлой лирической кантилене отражены тонкие движения души, а сам замысел возник из воспоминаний о вечернем пейзаже на озере Комо.
Трансцендентные этюды Листа – цикл из 12 фортепианных произведений – были опубликованы в 1852 году. Работа над этюдами была начата еще в 1826 году, когда 15-летний Лист сочинил 12 технических пьес. Спустя 12 лет он вернулся к этой работе, переработав, усложнив их и превратив цикл в «Большие этюды», которые сам исполнял во время гастролей по Европе. Третью редакцию – Трансцендентные этюды – композитор посвятил своему учителю Карлу Черни. Новая виртуозная техника листовских этюдов требовала от пианиста мастерского владения инструментом и нового подхода к привычным техническим приемам. Большинство из них имеют программные названия. В финале вечера прозвучит фантастический Этюд №8 «Дикая охота».
Максим Ли (фортепиано), 20 лет – студент Ростовского колледжа искусств (класс преподавателя, почётного работника среднего профессионального образования Марины Флеккель). Обладатель премии Absoluto XV Международного конкурса пианистов «Читта ди Пезаро» (Италия, 2018). Обладатель Гран-при I Международного конкурса пианистов и композиторов “Grand Piano in Novorossiysk” (2020). Лауреат I премии Общероссийского конкурса «Молодые исполнители России» (2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 г.
Анна Тер-Абрамян (кларнет), 21 год – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ профессора Андрея Казакова, затем лауреата международных конкурсов Никиты Лютикова). Лауреат I премии Международного конкурса «Воронежские духовые ассамблеи им. В.М. Халилова» (Воронеж, 2020). Лауреат III премии IV Международного конкурса кларнетистов «Вебер-кларнет» (Петрозаводск, 2021). Лауреат II премии Международного конкурса «Серебряные звуки» (Петрозаводск, 2023). Лауреат II премии Международного конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2023). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Владислав Щербаков (тромбон), 22 года – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского Корсакова (класс преподавателя Алексея Лобикова). Победитель Международного конкурса «World Harmony» (Баку, 2019). Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса солистов и ансамблей "Виртуозы Черноземья" (Воронеж, 2019). Лауреат II премии IX международного конкурса музыкантов - солистов «Серебряные звуки» (Петрозаводск, 2020). Обладатель диплома за выдающееся выступление в финале Международного музыкального конкурса Crescendo Music Competitions - 2023, Первое место (Санкт-Петербург). Лауреат I степени Международного музыкального конкурса, посвященного 150-летию С.В.Рахманинова (Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
20 марта 2024 г. Начало концерта в 19.30
Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 400 – 1000 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
22 марта 2024 г. Начало концерта в 18.00
Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18. Воронцовский дворец
Телефон кассы: +7 (978) 018-56-74
Аудитория: 12+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове,Ульяновске, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96