"В искусстве надо идти своим собственным путем."
О СЕБЕ: «В искусстве надо идти своим собственным путем. Он может быть и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим».
РОДИОН ЩЕДРИН (р. 1932) по праву считается ведущим композитором России, творчество которого – высокопрофессиональное и многогранное – впитало лучшие классические традиции отечественной и зарубежной музыки и одновременно открыло слушателям возможности новаторского решения сочинений, идущее от использования приемов композиторской техники XX-XXI столетий.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР постоянно был в центре внимания Р. Щедрина, который на его основе создал сочинения, поначалу обескуражившие слушателей и критиков. Непривычным было обращение к жанру частушки не как элемента общего плана, а непосредственно воссоздаваемого в условиях академической музыки. В 1961 году композитор на их основе пишет лирическую оперу «Не только любовь» (сам автор назвал ее «колхозным “Евгением Онегиным”»), а в 1963 – Концерт для оркестра «Озорные частушки».
Счастьем и бесконечным источником вдохновения для Р. Щедрина стала его супруга – балерина МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. Для нее композитор создавал многие свои творения в жанре балета («Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка»). После ее кончины композитор напишет хоровую «Мессу поминовения» с трепетным посвящением: «Майе Плисецкой – Вечная память».
При создании произведений разных жанров Р. Щедрин обращается к творениям РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, бережно сохраняя немеркнущие образы и по-своему раскрывая их суть и характер. Трепетные чеховские героини, феерический калейдоскоп гоголевских человечков, шокирующие персонажи В. В. Набокова, поразительная душевность и сила мучеников протопопа Аввакума – все это обретает под пером Р.Щедрина новый оттенок, заново раскрывающий внутренний мир литературных героев.
Творчество русского композитора немыслимо без тем далекой, но неизбывно любимой ИСПАНИИ. Она открывалась слушателю в сочинениях М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова и др. В творчестве Р. Щедрина она во многом связана с именем Исаака Альбениса (1860-1909) – известного испанского композитора и пианиста. Р. Щедриным написаны «Два танго Альбениса» для симфонического оркестра (1996), а ранее – завоевавшая немыслимую популярность фортепианная пьеса «В подражание Альбенису» (1959).
Очень неожиданным на фоне создаваемых композитором сочинений выглядит его обращение к КИНОМУЗЫКЕ. Однако на счету Р. Щедрина – несколько киноработ, среди которых – трагедия «Коммунист» (1957), русско-французский симбиоз «Нормандия – Неман» (1959), кинодрама «Анна Каренина» (1967). Но навсегда запомнившимся эпизодом в его кинокарьере стало создание песни «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») из кинофильма «Высота» (1957), подчеркнувшей равную доступность композитору жанров музыки академической и популярной.
ТЕМА ВОЙНЫ стала естественной для композитора. Сын своего времени, он еще мальчишкой несколько раз убегал на фронт, а ощущение боли и страданий обозначились в его сочинениях, в том числе – в его знаменитой Второй симфонии (1965), где воссозданы ужасающий гул самолетов и танков, страдания раненых. Новаторской была и форма сочинения: симфония имела авторский подзаголовок «25 прелюдий».
Композиторы часто вводят себя в произведения под маской того или иного героя. Открытое представления себя – шаг смелый и неожиданный. Р. Щедрин осуществил его создав в 1984 году «АВТОПОРТРЕТ» для симфонического оркестра. Композитор объяснял: «Меня вдохновлял пример живописцев. Почти все они писали свои портреты: возможно, это отражало осознанную ими необходимость познать самого себя. Порой, так художник приходит к пониманию человека, жизни, времени». Мрачно-трагическое настроение пьесы вступило в противоречие с привычным обликом композитора оптимистичного, позитивного, оно словно приоткрыло иную грань облика художника.
Многое в жизни Р. Щедрина связано с именем Д. Д. ШОСТАКОВИЧА, о котором были написаны и музыкальные произведения (Симфонические этюды для оркестра «Диалоги с Шостаковичем», 2001), и воспоминания, открывающие выдающегося музыканта с особой, непривычно стороны. Любопытны, в частности, такие свидетельства Р. Щедрина: «Мы довольно часто общались с Дмитрием Дмитриевичем. В 1964 году встретились на отдыхе в Армении, где целое лето провели в Дилижане. Мы играли в футбол, были 2 команды - Арно Бабаджаняна и Родиона Щедрина. И всегда эти матчи судил Шостакович. Он обожал футбол и слушал трансляции матчей даже на армянском языке: шум стадиона доставлял ему радость и позволял отвлечься от работы».
Поэт АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ писал о композиторе: «Щедрин – большое «Щ» русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите: ни в английском, ни в немецком. Беспощадна новая его музыка – мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шёнберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХI век».
Проф. З.М. Гусейнова