К 180-летию Н.А.Римского-Корсакова, к 185-летию М.П.Мусоргского
14 марта, в четверг, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в Российский центр науки и культуры в Берлине (Friedrichstr. 176-179) на концерт проекта «Посольство мастерства». В камерной программе прозвучат сочинения композиторов-юбиляров – Римского-Корсакова и Мусоргского; а также Чайковского, Балакирева, Глазунова и Цимбалиста. Произведения исполнят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов скрипачка Арсения Сибилёва и пианист Тимофей Доля.
Осенью 1896 года Римский-Корсаков закончил работу над оперой-былиной «Садко» и предложил ее для постановки дирекции Мариинского театра. Предложение было отвергнуто, более того, Николай Второй так отреагировал: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее». Премьера состоялась в декабре 1897 года на сцене московской частной оперы Саввы Мамонтова. В 1906 году оперу впервые поставили в Большом театре, затем еще несколько раз. А постановка 1949 года была награждена Сталинской премией. Партию Индийского гостя тогда исполнял легендарный Иван Козловский. Программу вечера откроет Песня Индийского гостя из оперы «Садко» – прекрасная, завораживающая мелодия, щедро украшенная нотками Востока. Переложение для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера.
Заказ на музыку к балету «Раймонда» Александр Глазунов получил от дирекции Петербургских императорских театров. Несмотря на то, что в это время он был занят другим сочинением, с легкостью согласился. Это был первый балетный опыт Глазунова. Премьера в январе 1898 года на сцене Мариинского театра стала его триумфом. Композитору преподнесли лавровый венок. Этот спектакль и по сей день украшает репертуар прославленного театра. В концерте прозвучит Большое адажио из балета «Раймонда» в переложении для скрипки и фортепиано Ефрема Цимбалиста.
«Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова „Золотой петушок“, непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина», - анонсировали «Русские ведомости» 16 июля 1908 года. Через год опера была поставлена в Большом театре. А в 1914 году опера-балет «Золотой петушок» стала триумфом Русского балета Дягилева в Париже. Последняя из 15 опер композитора, которую он закончил в 1907 году, за год до смерти, является редким в мировой классике примером сатирической оперы. Следуя за идеей Пушкина, Римский-Корсаков создал множество пародийно-гротескных образов, а главную тему композитор сформулировал так: «Додона ославить окончательно». В программе вечера прозвучит Фантазия на темы из оперы «Золотой Петушок» для скрипки и фортепиано Ефрема Цимбалиста, созданная в 1967 году.
Милий Балакирев, основатель знаменитой «Могучей кучки», не получил систематического музыкального образования, однако был великолепным пианистом-виртуозом, известным композитором и дирижером. Он писал оркестровые, фортепианные, вокальные сочинения. В 1874 году он написал салонную пьесу «Экспромт» для скрипки и фортепиано – единственное его произведение для этого инструмента.
Цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» был создан Чайковским в мае 1878 года в поместье Надежды фон Мекк в Браилове. Композитор тогда пребывал в прекрасном расположении духа, поэтому работалось легко. Первая публикация вышла под названием Souvenir d’un lieu cher. Этот цикл входит в число самых популярных скрипичных сочинений композитора. В программе вечера прозвучит «Размышление» – «самая лучшая, но и самая трудная» пьеса цикла, по мнению автора.
Идея создать оперу на сюжет повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» родилась у Мусоргского летом 1874 года. По словам Стасова, композитор хотел создать «малороссийскую роль» для своего друга – певца Осипа Петрова, украинца. Опера писалась долго, с большими перерывами. Периодически Мусоргский, выступая в концертах, исполнял на фортепиано два отрывка из нее – Гопак и интермеццо «Сонное видение парубка». Композитор не успел закончить сочинение. После его смерти «Сорочинскую ярмарку» дорабатывали Кюи, Римский-Корсаков, Лядов. Премьера в концертном исполнении состоялась в 1911 году в Санкт-Петербурге. В программе вечера прозвучит Гопак. Переложение для скрипки и фортепиано Рахманинова.
В финале – музыкальная живопись Мусоргского. Программный цикл «Картинки с выставки», написанный в 1874 году, посвящен памяти друга композитора, талантливого художника Виктора Гартмана. Идея создания возникла у Мусоргского после посещения посмертной выставки произведений художника. Композитор блестяще выразил инструментальными средствами содержание рисунков и картин Гартмана - «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Ссора детей во время игры», «Рынок в Лиможе» и др.. «Богатырские ворота в Киеве», заключительная пьеса, представляет собой яркую картину из древнерусской жизни с праздничным перезвоном колоколов и народным гуляньем.
Тимофей Доля (фортепиано), 30 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. С 2019 года – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Обладатель стипендии Президента РФ для талантливой молодежи (2016). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Арсения Сибилёва (скрипка), 22 года - студентка Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко). Победительница (Золотая медаль) XVIII Молодежных Дельфийских игр России (2018, 2019). Лауреат III премии IV Международного конкурса скрипачей им. Леонида Когана (Бельгия, 2020). В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера начала 18-го века Гаэтано Паста, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Дома музыки с 2020 года.
14 марта 2024 г. Начало концерта в 19.00
Германия, Берлин, Friedrichstr. 176-179
Вход свободный
Аудитория 6+
Tel.: 030 / 20 30 23 61
«Посольство мастерства» – ежегодный проект Санкт-Петербургского Дома музыки, проходит с 2012 года и охватывает как регионы России, так и другие страны мира. Он включает в себя выездные сессии мастер-классов ведущих музыкантов в шести регионах России и гастроли успешных молодых солистов в Российских центрах науки и культуры за рубежом. В 2024 году концерты проекта ожидаются в Германии, Бельгии, Люксембурге, Испании, Японии, Молдове, Марокко, впервые пройдут в Ливане и Тунисе и других странах.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96