Тройной юбилей: Бах – Шуман – Чайковский
12 февраля, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в зал «Атом» Парк науки и искусства «Сириус» (Сочи, Олимпийский пр-т, 1) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В этом году музыкальный мир отмечает 340-летие со дня рождения Баха, 215-летие со дня рождения Шумана и 185-летие со дня рождения Чайковского. Сочинения композиторов-юбиляров, а также Моцарта и Франца Допплера исполнят лауреаты международных конкурсов пианист Глеб-Иосиф Романчукевич и флейтист Петр Худоногов.
Программу концерта откроют сочинения Баха. Среди светских опусов композитора особое место занимают четыре оркестровых сюиты или, как тогда было принято их называть, увертюры. О времени и месте их созданий точных данных нет. Они могли исполняться на концертах лейпцигского музыкального общества Collegium Musicum, которым с 1729 года руководил Бах. Оркестровая сюита №3 ре мажор была написана предположительно между 1727 и 1736 годами. Ее вторая часть – знаменитая Ария – стала одним из шедевров эпохи барокко. Пьеса прозвучит в переложении для флейты и фортепиано Джеймса Голуэя.
Флейтовые сонаты Баха стали неотъемлемой частью современного репертуара. Соната №5 для флейты и бассо континуо ми минор была написана предположительно в кётенский период (1717 – 1723), во время службы Баха придворным капельмейстером. Опубликовано сочинение в 1867 году.
Легкая, жизнерадостная мелодия Рондо для скрипки с оркестром ре мажор Моцарта с первых нот захватывает слушателя своей солнечной энергией. Соло демонстрирует техническое мастерство и виртуозность замысловатых орнаментов. Оригинал сочинения был создан для скрипки в 1781 году. Переложение для флейты и фортепиано сделал известный французский флейтист-виртуоз Жан-Пьер Рампаль.
Франц Допплер – австро-венгерский флейтист и композитор, основатель первого венгерского симфонического оркестра, был известен как автор опер, балетов, сочинений для флейты, обработок венгерских народных песен. С 1858 года был солистом, а позднее главным дирижером Венской оперы. Его сочинения прочно вошли в репертуар флейтистов, а Венгерская пасторальная фантазия для флейты и фортепиано стала одним из самых исполняемых произведений.
В музыке термин «арабеска» (мотив в восточном стиле) впервые использовал Роберт Шуман, назвав так свою пьесу для фортепиано. Арабеска до мажор ор.18, сочиненная в 1839 году, написана в форме рондо с контрастными разделами в различных ритмах. Арабеску и следующий за нею ор.19 Blumenstück (Цветочная пьеса) композитор охарактеризовал как «деликатные – для дам».
70-е годы XIX века – период расцвета фортепианного творчества Чайковского. Большая соната для фортепиано соль мажор была написана в 1878 году. Ее премьера в исполнении Николая Рубинштейна состоялась в октябре следующего года. Автор остался очень доволен результатом: «Я был просто поражен художественностью и изумительной силой, с которыми он играет эту несколько сухую и сложную вещь». Чайковский почему-то не очень любил это сочинение, между тем, Большая соната является самым крупным и значительным по замыслу из сольных фортепианных произведений композитора.
Петр Худоногов (флейта), 25 лет – выпускник Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Анатолия Иванова), в настоящее время - ассистент-стажёр (класс Заслуженного деятеля искусств, профессора Владимира Кудри). Победитель Венского международного музыкального конкурса (Австрия, 2020). Трёхкратный победитель Международного конкурса флейтистов Европейской музыкальной Академии в Варне (Болгария, 2021-2023). Победитель Молодёжных Дельфийских игр России (2023). Победитель Молодёжных Дельфийских Игр государств-участников СНГ (2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 23 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс доцента Дарьи Петровой, с 2023 года – класс профессора Павла Нерсесьяна, доцента Алексея Набиулина). Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (2015). Дипломант Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2016). Финалист Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2019). Стипендиат премии Президента РФ и Правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
12 февраля 2025 г. Начало концерта в 19.30
Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 300 – 1000 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96