350-400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Ф. Лист (1811-1886).
Сонет Петрарки №104 из цикла «Годы странствий», год II «Италия»
для фортепиано S.161 №5
Ф. Шопен (1810-1849).
Рондо для фортепиано до минор op.1
A. Скрябин (1872-1915).
Вальс ля бемоль мажор для фортепиано op.38
Анна Крушинова (фортепиано)
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №4 для фортепиано ми бемоль мажор op.7
к 215-летию композитора
Р. Шуман (1810-1856).
Новелетта для фортепиано ре мажор ор.21 №2
Дмитрий Феденко (фортепиано)
О программе концерта
В фортепианном наследии Ференца Листа особое место занимает цикл «Годы странствий», пьесы которого создавались на протяжении многих лет. Его своеобразным лирическим центром являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого итальянского поэта–гуманиста (1304–1374). Сонет Петрарки № 104:
Мне мира нет — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;
Но медлит он — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя — и всё же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!
Раскрывая в музыке возвышенное поэтическое содержание, Лист создает яркую концертную романтическую пьесу, где выразительная мелодика, прихотливая гармония, импровизационность фактуры невольно вызывают в памяти ноктюрны Ф. Шопена.
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. В каждом из них музыкант выступает как яркий представитель романтизма, выдающийся художник, создающий жанры новые и привносящий необычные черты в жанры традиционные. Путь Ф. Шопена как композитора начался с Рондо до минор, написанного в 1825 году и обозначенного как ор. 1. В этом сочинении уже проявляются черты будущего великого музыканта, открывшего новые пути в истории фортепианного искусства. В Рондо главенствует основная тема, в ней слышны польские песенные интонации, которые чередуется с выразительными эпизодами, раскрывающими богатую палитру настроений. Произведение посвящено Л. Линде, супруге директора Лицея в Варшаве, где учился композитор.
В своем творчестве А.Н. Скрябин довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность
Фортепианные сонаты в творчестве Л. ван Бетховена появлялись на протяжении всей жизни: композитора испытывал неистребимую тягу к созданию сочинений в данном жанре, как бы избрав его для себя в качестве основы для остальных сочинений. В фортепианной сонате шла интенсивная творческая работа, возникали и разрабатывались новые идеи, осмысливалось новое художественное содержание, шлифовались формы и приемы музыкальной выразительности. К тому же в них закладывались черты особого «бетховенского» пианизма, который современники сравнивали с «дико пенящимся вулканом». В результате все 32 фортепианные сонаты, созданные музыкантом, являют собой поразительный феномен, по богатству и художественному результату не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре. Б.В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения». Свою Сонату № 4 композитор завершил в 1797 году, посвятив ее ученице Б. Кеглевич. Известный пианист и педагог Карл Черни отмечал, что после исполнения Сонату № 4 стали называть «Влюбленной». Произведение представляет собой масштабный четырехчастный цикл (не случайно ее часто определяют как «большая соната»). Один из исследователей творчества Бетховена писал о Сонате № 4: «Лев сотрясает тут перекладины клетки, где его еще держит взаперти безжалостная школа». Ощущение монументальности начинается уже в первой части, оно определяет все дальнейшее звучание. Вторая медленная часть раскрывает образы философского раздумья, а быстрая третья, напротив звучит как скерцо. Четвертая часть, жизнерадостная по звучанию, охватывает материал предшествующих частей, осмысливая настроения каждой из них.
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. Жанр новеллетты пришел в музыку из литературы, где этим термином обозначают маленький рассказ. Лаконичность, простота, повествовательный характер стали особенностями музыкальных новелетт, которые создавались многими композиторами. Музыкальная новелетты утвердилась в европейской традиции, начиная с Р. Шумана, который оставил яркие образцы небольшой инструментальной пьесы повествовательного характера. В 1838 году композитор создал цикл «Восемь новелетт», где каждая из пьес выступает как выразительная миниатюра. В этом цикле Вторая новелетта ре мажор сопровождается ремаркой автора: «Ausserst rasch und mit Bravour» (Исключительно быстро и с блеском), она представляет собой технически сложную фортепианную пьесу, где стремительные крайние части оттенены нежным, лирическим Интермеццо в ее середине. Свой цикл автор посвятил пианисту и композитору Адольфу фон Гензельту (1814–1889).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин