Изящное барокко, румынский фольклор, Танцы Давидсбюндлеров, вальсирующий этюд и ритмы джаза в программе «Музыкальная сборная России»
02 апреля, в воскресенье, в 17.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Музыкальная сборная России» в Поморской филармонии (г. Архангельск). В концертном зале исторической Лютеранской церкви Святой Екатерины выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Аделина Тазиева (флейта), Илья Папоян (фортепиано) и дипломант международных конкурсов Наталья Фролова (фортепиано). В программе вечера - сочинения Вивальди, Энеску, Шумана, Сен-Санса и Роберта Мучинского.
Программу откроет сочинение Вивальди, чья музыка, насыщенная гармонией, ярким мелодизмом, невероятными эмоциональными красками и утонченным изяществом, стала символом эпохи барокко. 4 марта исполнилось 345 лет со дня рождения композитора. Он оставил богатейшее творческое наследие, в частности, около 500 инструментальных концертов, большинство из которых – для скрипки, но не обошел вниманием маэстро и другие инструменты. Одним из первых Вивальди обратился к созданию серьезной музыки для духовых инструментов, которые до него не рассматривались композиторами в качестве солирующих. Флейта, гобой, валторна, труба, фагот зазвучали в его сочинениях совершенно по-новому: в свободном изложении их партий раскрывалась виртуозная природа инструментов. В концерте прозвучит Соната для флейты и фортепиано соль минор ор.13 №6.
Джордже Энеску – выдающийся музыкант, классик румынской композиторской школы – начал сочинять музыку в 5 лет. Получил образование в двух консерваториях – Венской и Парижской. С 9 лет начал выступать как концертирующий скрипач. Как композитор дебютировал в 17 лет в Париже – его «Румынская поэма» имела огромный успех у публики. Но на протяжении всего творческого пути слава скрипача и дирижера затмевала его композиторские достижения: «При всем том, что я автор многих произведений, и что я сам себя считаю в первую очередь композитором, публика упорно продолжает видеть во мне лишь виртуоза». Сегодня его музыка, вдохновленная румынским фольклором, стала гордостью его страны. «Cantabile et presto» для флейты и фортепиано Энеску написал в 1904 году, посвятив французскому флейтисту Клоду Таффанелю. Сочинение построено на интонациях народных напевов, сочетающих лирическое песенное и танцевальное начала.
«Слишком сложно. Немногие исполнители возьмут эту сонату в свой репертуар», - признался знаменитый флейтист Жан-Пьер Рампаль, познакомившись с Сонатой для флейты и фортепиано ор.14 американского композитора Роберта Мучинского. Технические трудности присутствуют в этом сочинении в обеих партиях. Роберт Мучинский родился в Чикаго в семье польского эмигранта. Композиции обучался в классе выдающегося русского композитора и пианиста Александра Черепнина, став лучшим его учеником. Как композитор дебютировал в 29 лет в Карнеги-холл. Его Соната для флейты и фортепиано написана в 1961 году. В ней ясно слышны «нотки» американского джаза и свинга в сочетании с характерными ритмами. Благодаря своей выразительности и виртуозности, сочинение стало очень популярным.
Восемнадцать характерных пьес ор.6 Танцы Давидсбюндлеров Шуман написал в 1837 году, посвятив их участникам им же придуманного музыкального сообщества «Давидсбунд», которое должно было противостоять мещанским взглядам на искусство. В музыкальном братстве состояли реальные люди, современники Шумана, а также те, кого композитор вписал в его ряды самовольно, например, Бах, Бетховен, Шуберт, и даже выдуманные персонажи – Флорестан и Эвзебий. Эти два героя из шумановских литературных текстов являют собою две сущности мира музыки композитора: Флорестан – это энергия, порыв; Эвзебий – это созерцательность, меланхолия. В фортепианных пьесах Шуман показал внутреннюю борьбу между ними. Танцы Давидсбюндлеров считается одним из лучших сочинений композитора.
Этюд как жанр сформировался к XVIII веку и постепенно из инструментальной технической пьесы превращался в полноценное художественное сочинение. Выдающиеся композиторы Шуман, Лист, Дебюсси работали в этом направлении. Одним из самых прекрасных фортепианных этюдов Сен-Санса считается Этюд в форме вальса из сборника Шесть этюдов для фортепиано ор. 52, написанного в 1877 году. Эта пьеса отличается особой красочностью звучания и виртуозностью и была неоднократно аранжирована для различных инструментов.
Аделина Тазиева (флейта), 26 лет - студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки России, профессора Ольги Чернядьевой). Победительница II Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах "Северная рапсодия" (Череповец, 2017). Победительница IV Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах имени Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2017). Лауреат I премии в составе деревянно-духового квинтета II Всероссийского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Виртуозы Черноземья» (Воронеж, 2018). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014 года.
Илья Папоян (фортепиано), 21 год - студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Победитель I Всероссийского межвузовского конкурса «Фортепиано сегодня» при СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2020). Победитель и обладатель приза зрительских симпатий на V Международном фортепианном конкурсе “Ciudad de Vigo” (Испания, 2021). Лауреат III премии Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
02 апреля 2023 г. Начало концерта в 17.00
Архангельск, ул.Карла Маркса, 3.
Стоимость билетов: 550 руб.
Телефон кассы: 8 (8182) 20-80-66
Аудитория: 6+
Подробности:
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96