«Музыка Баха – это для меня космос, мироздание».
Илья Папоян родился в Санкт-Петербурге в 2001 году. Обучаться игре на фортепиано начал в Петербургской детской школе искусств им. С.В. Рахманинова (класс педагога Джеммы Седлецкой). Затем была учеба в Средней специальной музыкальной школе при Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова у Ольги Курнавиной. Сейчас юноша – студент этой консерватории (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). К 20-ти годам Илья Папоян стал обладателем многих престижных наград: победитель международного Шопеновского конкурса (2016, Нарва, Эстония), обладатель специального приза за лучшее исполнение произведений И.С. Баха на международном юношеском конкурсе им. П.И. Чайковского (2017, Астана, Казахстан), лауреат II премии общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (2019) – и это далеко не все его победы. Карьера молодого пианиста развивается быстро. И это неудивительно. Ведь даже свои первые шаги на большой сцене юный Илья делал в темпе allegro, в буквальном смысле вприпрыжку.
Илья Папоян: Мой первый выход на большую сцену состоялся в 2010 году. Мне было 9 лет. Это был Гала-концерт победителей юношеского конкурса имени Шопена, который проходил на сцене Малого зала Санкт-Петербургской Филармонии. Я помню, был настолько рад, что, когда объявили мой выход на сцену, я не шёл к роялю, а бежал вприпрыжку. Эмоции переполняли меня, я был горд и счастлив, что играю в таком красивом огромном зале. А играл я тогда произведение, в которое был влюблен, это был «Забытый вальс» Фредерика Шопена.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Что Вам помогает чувствовать себя на сцене уверенно, свободно?
Илья Папоян: Мысли о музыке и погружение в нее. Перед выходом на сцену волнение, конечно, есть. Без него ничего и не получится. Но как только я начинаю играть, волнение исчезает. И на смену ему приходит желание донести до слушателя все те эмоции и чувства, которые композитор вложил в то или иное произведение. Творческий процесс всецело поглощает меня, возможно, он и дает свободу и уверенность.
СПДМ: Кто из современных пианистов является для Вас профессиональным ориентиром?
Илья Папоян: На этот вопрос сложно ответить. Я бы назвал Марту Аргерих, Андраша Шиффа, Элисо Вирсаладзе и, конечно, не только их. Но, честно сказать, если я хочу что-то послушать, я ставлю записи пианистов предыдущего века: Горовиц, Рахманинов, Станислав Нейгауз… Для меня их игра является эталоном.
СПДМ: Как формируется Ваш концертный репертуар?
Илья Папоян: С одной стороны – это мое желание исполнить то или иное произведение. Но также есть и довольно конкретные требования конкурсов или концертов, которые я тоже с удовольствием выполняю. Но вообще я люблю брать новые произведения. Главное, чтобы была возможность донести их до публики. И здесь моя огромная благодарность Санкт-Петербургскому Дому музыки, который позволяет молодым музыкантам выходить на большую сцену, чтобы набраться опыта и почувствовать вкус этой сцены. Это действительно дорогого стоит. Также хочу выразить благодарность моему педагогу профессору Александру Михайловичу Сандлеру за ту поддержку, которую он оказывает мне.
СПДМ: Вы – обладатель специального приза за лучшее исполнение И.С.Баха и победитель международного Шопеновского конкурса в Эстонии. Что в произведениях этих композиторов Вас больше всего волнует, восхищает?
Илья Папоян: Музыка Баха – это для меня космос, мироздание. Произведениями Баха я восторгался всегда, и всегда хотел их играть, и играл. Но, пожалуй, самое любимое – «Гольдберг-вариации». Лет в двенадцать мне попался диск с записью «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гленна Гульда. Вот оттуда и пошла моя любовь к этому произведению. Это что-то необыкновенное, впрочем, как и вся музыка Баха. Во-первых, это самый длинный цикл вариаций, созданный в эпоху барокко. Во-вторых, и это является главной особенностью цикла, Вариации заключают в себе многообразие стилей. Это и итальянский стиль с вариациями токкатного типа и виртуозностью, требующей перекрещивания рук. Это и французский стиль с обилием мелодических украшений. Немецкий стиль проявляется в канонической имитации. А также польский стиль и черты галантного стиля. Ну и, конечно, необычайная красота темы, которая начинает произведение и заканчивает его, обрамляя цикл из 30 вариаций, не может оставить равнодушным никого. Я играю «Гольдберг-вариации» уже давно, но на сцену пока не выносил – не представилась возможность. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся исполнить это произведение на публике.
Что касается Шопена – он очень близок мне. Из всех произведений, пожалуй, могу выделить Сонату №3 си минор, Мазурки и 24 Прелюдии. Произведения Шопена – это всегда красота, тонкость, за которой скрывается глубокая печаль, которая мне близка. Я готов играть Шопена бесконечно.
СПДМ: В апрельском концерте в Линце*, который, мы надеемся, состоится, Вы как солист Санкт-Петербургского Дома музыки будете исполнять «Времена года» Чайковского – не самые сложные сочинения, но требующие большого мастерства передавать чувства, настроения.
Илья Папоян: Иногда сыграть должным образом не самые сложные произведения сложнее, чем сыграть произведение более сложное в техническом плане. «Времена года» Чайковского относится как раз к таким. Не только у Чайковского, есть, например, у Шумана «Детские сцены» – казалось бы, детские, но как сложно их сыграть, чтобы передать те чувства и настроения, которые вложил в них автор. И название «детские» совершенно не отображает уровня сложности их исполнения. Они требуют огромного мастерства.
СПДМ: Цените ли Вы юмор в музыке? Кто из классиков, на Ваш взгляд, умел музыкально шутить?
Илья Папоян: Конечно же, я ценю юмор в музыке. Но подавляющее большинство музыкальных шуток практически не имеют ничего общего с юмором в нашем понимании. Например, «Шутка» Баха или «Юмореска» Рахманинова могут вызывать восхищение, но вряд ли вызовут смех у кого-либо. Но есть произведения, в которых композиторы применяли самые разнообразные юмористические приемы. Такие как, например, звукоподражание, популярное у французских музыкантов еще со времен барокко. К таким произведениям можно отнести «Курицу» Рамо, «Карнавал животных» Сен-Санса и другие.
СПДМ: Какие увлечения (помимо музыки) может позволить себе успешный молодой концертирующий музыкант Илья Папоян?
Илья Папоян: Наверно, летом рыбалка. Это удивительный процесс, позволяющий абстрагироваться от внешнего мира. Рыбалка не так часто происходит. Только летом и то не каждый год. В последний раз года 2 назад. Это было на Азовском море. Самый большой улов – кефаль средней величины.
СПДМ: Не возникает ли у Вас желания совершить какой-нибудь музыкальный эксперимент?
Илья Папоян: Без экспериментов не обходится даже процесс занятий. Любое развитие, по сути, это эксперимент.
Беседовала Татьяна Михайлова
* Концерт "Русский вторник" 13 апреля в Линце был отменён без переноса в связи с продлением карантинных мер.