Фортепиано – виолончель – кларнет. От эпохи барокко до наших дней
18 сентября, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус» (Сочи, Олимпийский пр-т, 1) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В камерной программе с произведениями Баха, Девьена, Шумана, Брамса, Мартину выступят лауреаты международных конкурсов виолончелистка Полина Тхай, кларнетистка Арина Рабенкова и пианист Иван Кощеев.
20 сентября, в пятницу, в 18.00 «Музыкальная сборная России» с этой же программой – в Воронцовском дворце (Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18).
Откроет концерт произведение французского композитора Франсуа Девьена. Его музыка по стилю очень близка сочинениям Моцарта. Поэтому современники его так и называли – «французский Моцарт». Четырнадцатый ребенок в семье ремесленника, Девьен с раннего детства начал заниматься музыкой. Серьезных успехов достиг в игре на флейте и фаготе. Он создал более десяти опер, около 300 оркестровых и инструментальных сочинений, предпочтение отдавал флейте, но также написал ряд прекрасных сочинений для других духовых и струнных инструментов. В программе прозвучит его Соната №1 для гобоя и фортепиано до мажор в переложении для кларнета французского кларнетиста Жака Ланселота.
Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано Шуман написал в 1849 году. Первоначальное название – «Вечерние пьесы». Они, вероятно, и предназначались для вечернего домашнего музицирования. Позднее он переименовал цикл – слово Fantasiestücke ему очень нравилось, так он неоднократно называл свои камерные опусы. Три разнохарактерные миниатюры (Zart und mit Ausdruck – Lebhaft leicht – Rasch und mit Feuer) композитор мастерски связал музыкальной нитью, поместив в третью часть мотивы двух предыдущих пьес. Вместе они рождают затейливый и фантазийный мир прекрасных романтических образов.
Бела Ковач – известный венгерский кларнетист-виртуоз, профессиональную карьеру начал в середине ХХ века в качестве музыканта оркестра Венгерской государственной оперы. Он также был автором ряда сочинений для своего инструмента. Среди наиболее известных – цикл «Посвящения» для кларнета соло, состоящий из пьес-портретов любимых композиторов, стилизованных под их авторский почерк. Обращение к музыке мастеров прошлых лет было характерной особенностью композиторского творчества Ковача. Свое восхищение талантом Россини он выразил в блестящей Концертной фантазии на темы из оперы «Севильский цирюльник» для кларнета и фортепиано, написанной в 2009 году. Это сочинение продолжит программу концерта.
Сюиты для виолончели соло Бах создал в кётенский период творчества – с 1717 по 1723 годы. Каждый цикл состоит из семи пьес: прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух номеров «дивертисментного» плана и финальной жиги. Созданные в эпоху барокко, с учетом тогдашней виолончельной техники, сюиты стали особенно популярны благодаря тому, что мелодическое одноголосие Бах гениально наполнил полифоническим звучанием. Впервые все шесть сюит исполнил выдающийся виолончелист Пабло Казальс, до него их исполняли отдельными пьесами. В программе вечера прозвучат Куранта и Сарабанда из Сюиты №2 ре минор для виолончели соло.
Жанровая палитра творчества Брамса универсальна: от симфоний и крупных инструментальных концертов до вокальных сочинений. Важное место в наследии композитора занимает камерно-инструментальный жанр, в котором очень ярко проявился его талант художественной детализации образов. В программе прозвучит Соната для виолончели и фортепиано №1 ми минор. Первая часть – Allegro non troppo – широкий диапазон темы позволяет продемонстрировать выразительные возможности инструмента в разных регистрах. Вторая часть – Allegretto quasi Menuetto – отражает интонации и ритмы венской бытовой музыки. И в завершении суровый и мужественный Финал – Allegro.
Богуслав Мартину – один из наиболее значительных чешских композиторов ХХ века, большую часть жизни проживший в Европе и США, став там известным. В 1906 году он поступил в Пражскую консерваторию, где обучался по классу скрипки и композиции и откуда через несколько лет был отчислен за прогулы. Творчество Мартину, в котором переплелись французский импрессионизм и чешские народные традиции, очень разнообразно по жанрам и музыкальному языку. Для его стиля характерны полифонизм, ритмическое своеобразие и элементы юмора. В финале вечера прозвучат его Вариации на тему Россини для виолончели и фортепиано.
Полина Тхай (виолончель), 16 лет – учащаяся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс преподавателя Марии Журавлёвой). Лауреат I премии IV международного конкурса Оскара Ридинга (Словения, 2020). Лауреат I премии VIII Международного конкурса ЦМШ (Москва, 2022) и IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Лауреат II премии XI Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (г. Санкт-Петербург, 2023). Стипендиат Фонда Владимира Спивакова. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Арина Рабенкова (кларнет), 20 лет - ученица Воронежской специальной музыкальной школы (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Ловчикова). Победительница V Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Северная рапсодия» (Череповец, 2020). Обладательница Гран-при и специального приза III Всероссийского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Фанфары Черноземья» (Воронеж, 2021). Лауреат II премии IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, 2021). С 2020 года входит в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра Ю. Башмета. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Иван Кощеев (фортепиано), 30 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста России, профессора Андрея Диева), где с 2019 года является ассистентом-стажером в классе того же педагога. Лауреат II премии XVIII Международного конкурса имени Марии Юдиной среди солистов (Санкт-Петербург, 2017). Победитель и обладатель двух специальных призов XII Международного конкурса пианистов им. А. Алиевой (Франция – Швейцария, 2018). Лауреат II премии и обладатель приза зрительских симпатий 18 международного конкурса пианистов MozArte (Германия, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
18 сентября 2024 г. Начало концерта в 19.30
Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 300 – 1000 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
20 сентября 2024 г. Начало концерта в 18.00
Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18. Воронцовский дворец
Стоимость билетов: 600 – 1000 руб.
Телефон кассы: +7 (978) 018-56-74
Аудитория: 12+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96