«Вечера в Английском зале» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова
18 января, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на камерный концерт из цикла «Вечера в Английском зале». В изысканном историческом зале Алексеевского дворца (наб.Мойки, 122) в программе к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, которое будет отмечаться в этом году, весь вечер будет звучать его музыка. В исполнении лауреатов международных конкурсов виолончелиста Василия Степанова и пианиста Алексея Мельникова прозвучат: Виолончельная соната соль минор, Вокализ и Восточный танец для виолончели и фортепиано, четыре прелюдии из ор.32 и Вторая соната для фортепиано.
Соната для виолончели и фортепиано соль минор Рахманинова была написана в 1901 году, почти одновременно с его знаменитым Вторым фортепианным концертом. Композитор посвятил ее виолончелисту Анатолию Брандукову, вместе с которым впервые исполнил на концерте в Москве 12 декабря. Музыка Сонаты проникнута воодушевленным лирическим порывом, присущим всему рахманиновскому творчеству того периода. В этом сочинении Рахманинов использует прием диалога; не обошлось и без авангардистских приемов: разный темп и ритм партий виолончели и фортепиано, самостоятельность обоих партий, знаменитые «ударные» аккорды. Это камерное произведение отличается небывалой широтой замысла, достигающего симфонических масштабов.
Вокализ – одно из самых известных произведений Рахманинова, ставшее музыкальным символом России. Написанная в 1915 году, эта вокальная миниатюра посвящена выдающейся оперной певице Антонине Неждановой и стала последней в цикле «Четырнадцать романсов» ор. 34. Написанный для голоса и фортепиано, Вокализ сегодня звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках для различных составов исполнителей. В программе вечера сочинение прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано.
Восточный танец для виолончели и фортепиано 17-летний Рахманинов посвятил Анатолию Брандукову. Восточные черты в этой пьесе проявляются в прихотливой мелодике, красочной гармонии, но без подчеркнуто яркой экзотики. Пьеса написана в традициях «русского Востока».
В 1910 году Рахманинов работал над циклом из 13 прелюдий ор.32. В одном из писем этого периода он написал: «Хуже всего идет дело с мелкими фортепианными вещами. Не люблю я этого занятия, и тяжело оно у меня идет.» Между тем, этому жанру композитор уделял большое внимание. Ор.32 вместе с ранее созданными десятью прелюдиями ор.23 и Прелюдией до-диез минор ор.3 создают законченный цикл из двадцати четырех пьес во всех мажорных и минорных тональностях. Прелюдия №3 ми мажор создает картину широкого народного торжества, праздничного веселья. На контрасте – Прелюдия №10 си минор, суровый и мрачный колорит которой погружает в состояние скорби. В основе Прелюдии №12 соль-диез минор лежит песенный образ, окрашенный в элегические тона с нотками драматизма. Прелюдия №13 ре-бемоль мажор – торжественна и патетична с элементами карильонного перезвона.
Вторая фортепианная соната си-бемоль минор Рахманинова, написанная в 1913 году, по стилю близка прелюдиям ор.32. Ее отличают масштабность, концертный характер, блестящая виртуозность. Сочинение посвящено пианисту Матвею Пресману. В 1931 году композитор создал вторую редакцию сочинения, сделав ряд купюр и фактурных изменений. Большинство пианистов исполняют именно этот вариант. В программе концерта Вторая фортепианная соната Рахманинова прозвучит в оригинальной, редко исполняемой редакции.
Василий Степанов (виолончель), 28 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста России Бориса Андрианова). В 2018-2020 гг. проходил стажировку в Мадридской Высшей школе музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). Преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных. Победитель Международного юношеского конкурса им. Е.А. Мравинского (Санкт-Петербург, 2012). Победитель Международного конкурса "Riga Classic Strings" (Латвия,2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.
Алексей Мельников (фортепиано), 32 года - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Сергея Доренского и его ассистентов Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева). Победитель и обладатель специальных призов (приз зрительских симпатий, приз критиков, приз оркестра) Международного конкурса пианистов в Сан-Марино (2014). Победитель Международного конкурса исполнителей фортепианных концертов в Канту (Италия, 2015). Победитель II Манхэттенского международного музыкального конкурса (США, 2017). Лауреат III премии XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2019). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые имена». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
18 января 2023 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122.
Стоимость билетов: 500-800 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96