18
января
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
к 150-летию С. Рахманинова

С. Рахманинов (1873-1943).

Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.19

Вокализ для голоса и фортепиано до-диез минор ор.34 №14
(переложение для виолончели и фортепиано)

Восточный танец для виолончели и фортепиано ля минор ор.2 №2

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) Алексей Мельников
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943).
Прелюдии op.32
№3 ми мажор
№10 си минор
№12 соль-диез минор
№13 ре-бемоль мажор

Соната №2 для фортепиано
си-бемоль минор ор.36  (1 редакция)

Исполняет – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства, создавший яркие сочинения разных жанров и открывший «новые пути» в музыке. Свою Сонату для виолончели и фортепиано соль минор он завершает в 1901 году, почти одновременно со знаменитым Фортепианным концертом № 2, с которым ее многое связывает. Соната стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. Соната в стилевом отношении характерна для молодого Рахманинова. Яркие романтические чувства, взволнованный тон высказывания, певучая мелодика, активное ритмическое движение, убедительный диалог двух инструментов — все это отличает сочинение, делает его интересным для слушателей и исполнителей. В четырехчастном цикле Сонаты первая часть (Lento. Allegro moderato) определяет общий настрой, создавая выразительный тембровый дуэт и многопластовый контраст настроений. Вторая часть (Allegretto scherzando) представлена композитором как романтическое скерцо, в котором органично сочетаются драматические и лирические эпизоды. Третья, сравнительно небольшая часть (Andante) относится к числу самых выразительных лирических пьес, которыми так богато наследие Рахманинова. Простая песенная тема, бесконечно развиваясь и открывая все новые выразительные интонационные изгибы, переходя от одного инструмента к другому, рождает ощущение особого музыкального пространства. Финал (Allegro mosso), продолжая идею «праздничных» ликующих завершений, характерных для русских инструментальных циклов, в виртуозном звучании обобщает настроения предшествующих частей. Композитор посвятил Сонату виолончелисту А.  А. Брандукову (1858–1930), выдающемуся виртуозу, с которым был тесно связан с композиторских первых шагов. Не случайно в 1892 году Брандуков стал участником первого самостоятельного концерта 19-летнего Рахманинова.  

«Вокализ» С. В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А. В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, в том числе для виолончели, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.

Среди созданных С. В. Рахманиновым произведений выделяются своей самобытностью и новаторством его ранние сочинения. В их числе – диптих для виолончели и фортепиано ор. 2, включающий Прелюдию и Восточный танец – две разнохарактерные пьесы, где одна – мягкая, лирическая, вторая – танцевальная. В творчестве Рахманинова ориентальная тема представлена в произведениях разных жанров, в том числе в опере («Алеко»), в романсе («Не пой, красавица, при мне»), в фортепианных пьесах (Серенада» для фортепиано ор. 3 № 5) и др. Восточный танец ор. 2 передает разнохарактерные черты «русской музыки о Востоке», соединяя томность и нежность лирических эпизодов с буйством и предельной энергией драматических разделов. Свое сочинение композитор посвятил первому исполнителю опуса А. А. Брандукову.

Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. 13 Прелюдий соч. 32 созданы в августе-сентябре 1910 года, когда Рахманинов с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке. Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не по порядку, о чем свидетельствуют авторские даты в рукописях, но затем расположив их в «тонально правильном» порядке. Прелюдии чередуются преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. В сегодняшнем концерте прозвучат четыре пьесы опуса. Прелюдия ми мажор (№ 3) Allegro vivace основана на столь любимых С. В. Рахманиновым интонациях колокольного перезвона. Насыщенная музыкальная картина строится на сочетании мощной звучности массивных колоколов и веселого звончатого «перепляса» малых колокольцев. Прелюдия си минор (№ 10) Lento принадлежит к числу пьес трагического звучания, не случайно ее основная тема напоминает по характеру народный плач. Общий сумрачный тон, наполненный оттенком погребального звона, усиливается плотной аккордовой фактурой, временами имитирующей хорал. Прелюдия соль диез минор (№ 12) Allegro продолжает столь характерный для русской музыки образ дороги, где определяющей основной настроение становится тема «однозвучного колокольчика», многократно преобразованная и сопровождаемая остинатной ритмической фигурой. Прелюдия ре бемоль мажор (№ 13) Grave выполняет функцию обобщения всех характеров и настроений в Прелюдиях соч. 32. Пьеса представляет собой развернутую фантазию, где звучные, полные скрытого беспокойства эпизоды, возникающие в начале, сменяются трагическими, вихревыми, достигающими в кульминации стихийного буйства. На завершающей стадии Прелюдии возвращается первоначальная тема, звучащая теперь как ее утверждение.

Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С.В. Рахманиновым в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. В 1940 году выдающимся пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была создана еще одна редакция, соединяющая версии 1913 и 1931 годов, и она также в наши дни звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст.  Сегодня в концерте прозвучит первая редакция Сонаты. Трехчастное сочинение (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto), с одной стороны, развивает традиции лирико-драматического построения цикла, но с другой обнаруживает новое решение: три части объединены сходством тем и непрерывностью их развития. Лаконичный вступительный оборот подготавливает появление темы главной партии в первой части, затем его ритмы проходят во второй части и возникают в бравурной третьей. Это уже монументальная, «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к фортепианным концертам композитора (эти черты роднят сочинение Рахманинова также и с «Большой сонатой» П.И. Чайковского, созданной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б. В. Асафьева, «мелодии-дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России. Свое сочинение композитор посвятил своему соученику и другу Матвею Пресману (1870-1941).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин