«Музыкальная сборная России». По мотивам «Русских сезонов»
14 сентября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Анна Савкина (скрипка), Петр Худоногов (флейта), Евгений Евграфов (фортепиано) и Виталий Петров (фортепиано). В концерте, посвященном 150-летию Дягилева, будут исполнены инструментальные переложения произведений, звучавших во время знаменитых дягилевских «Сезонов» в Европе - сочинения Дебюсси, Римского-Корсакова, Мусоргского, Скрябина, Равеля, Чайковского, Стравинского, Цимбалиста.
Программу вечера откроет прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», написанная в 1892 году по эклоге поэта-символиста Малларме. Это первое симфоническое произведение композитора, в котором в полной мере выражен его индивидуальный импрессионистский стиль. Музыка невероятно красочна, соло флейты с первых тактов погружает в мир пасторальной античности. В 1912 году Дягилев выбрал Прелюдию для постановки одноактного балета «Русских сезонов» в Париже. Премьера в парижском театре Шатле вышла скандальной: «половина присутствовавших свистела, половина бурно рукоплескала». В программе концерта «Послеполуденный отдых фавна» прозвучит в переложении для флейты и фортепиано. Исполняют лауреаты международных конкурсов Петр Худоногов (флейта) и Евгений Евграфов (фортепиано).
В их исполнении также прозвучит «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Знаменитая интермедия, которой заканчивается третий акт оперы, считается одним из самых известных в мире произведений композитора, его «визитной карточкой». Благодаря предельно быстрому темпу, эта миниатюра является эталоном виртуозности, и сегодня сложно найти инструмент, на котором бы она не исполнялась. Возвращаясь к «Русским сезонам», нельзя не упомянуть, что именно благодаря Дягилеву Европа узнала и полюбила музыку Римского-Корсакова.
В числе первых в проектах Дягилева принимал участие Александр Скрябин. Так, в 1907 году в парижской Grand Opéra состоялась серия «Исторических концертов», ставших невиданной по масштабам демонстрацией достижений русской культуры. Тогда парижская публика услышала Фортепианный концерт и Вторую симфонию Скрябина. А в программе вечера будут исполнены Две мазурки. Как и мазурки Шопена, чье влияние испытывал композитор, его Мазурки не вполне танцевальные пьесы, скорее, небольшие лирические поэмы, раскрывающие внутреннее душевное состояние человека. Их исполнит лауреат международных конкурсов, пианист Евгений Евграфов.
В исполнении пианиста также прозвучит Хореографическая поэма «Вальс» Равеля. Ее композитор создал специально для постановки балетной труппы Дягилева, взяв за основу наброски своей симфонической поэмы, написанные десятью годами ранее: «Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем». Но русский импресарио отверг музыку: «Это шедевр, но это не балет. Это портрет балета». Позже балет на музыку Равеля поставили Ида Рубинштейн и Джордж Баланчин. Сегодня «Вальс» существует как в хореографическом, так и в концертном исполнении.
Опера-балет, поставленная по опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», стала триумфом Русского балета Дягилева сезона 1914 года в Париже. Последняя из 15 опер композитора, которую он закончил в 1907 году, за год до смерти, является редким в мировой классике примером сатирической оперы. Следуя за идеей Пушкина, Римский-Корсаков создал множество пародийно-гротескных образов, а главную тему композитор сформулировал так: «Додона ославить окончательно». В программе вечера прозвучит Фантазия на темы из оперы «Золотой Петушок» для скрипки и фортепиано Ефрема Цимбалиста. Исполняют лауреаты международных конкурсов Анна Савкина (скрипка) и Евгений Евграфов (фортепиано).
Свой первый балет «Лебединое озеро» Чайковский написал в 1876 году по заказу дирекции императорских театров. Но постановка в Большом театре была неудачной и продержалась всего восемь сезонов. Спустя почти двадцать лет постановка Мариуса Петипа на сцене Мариинского театра принесла «Лебединому озеру» заслуженную славу в России. А в 1911 году о балете заговорили в Европе. Он впервые был показан в Лондоне в исполнении труппы Дягилева: хореография Михаила Фокина, Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский в главных партиях, сказочный сюжет, национальный колорит и восхитительная музыка Чайковского. Русский танец из балета «Лебединое озеро» в программе вечера исполнят лауреаты международных конкурсов Анна Савкина (скрипка) и Евгений Евграфов (фортепиано).
В 1908 году, открывая «Русские сезоны» в Grand Opéra, Дягилев представил парижской публике «Бориса Годунова» Мусоргского. Идею оперы композитор изложил в надписи на первой странице клавира: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». Концертная сюита по опере «Борис Годунов» Игоря Худолея построена на главных темах народно-музыкальной драмы Мусоргского. Музыкальный язык передает стилистику оригинала, а фактура позволяет ощутить звучание оркестра, хора, колоколов. Пианист Евгений Евграфов исполнит два фрагмента из Сюиты: №7 Юродивый и №8 Звоны.
«Русские сезоны» Дягилева продолжались более двадцати лет. За это время Европа не просто познакомилась с русским искусством, но и успела его полюбить. Одной из безусловных заслуг Дягилева и «Русских сезонов» считается «открытие Стравинского». После исполнения «Жар-птицы», «Петрушки» и «Весны священной» Стравинский был признан крупнейшим композитором Европы. Три фрагмента их балета «Жар-птица» перенесут нас в мир русских сказок: зловещий и вместе с тем завораживающий Поганый пляс Кащеева царства, воздушная и умиротворяющая Колыбельная, светлый и ликующий Финал. Пьесы исполнит лауреат международных конкурсов, пианист Виталий Петров.
Анна Савкина (скрипка), 27 лет – ассистент-стажер Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Обладательница Гран-при Международного конкурса скрипачей в Астане (Казахстан, 2014). Победительница Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Германия, 2018). Победительница Всероссийского конкурса молодых исполнителей, посвящённого 75-летию Казанской консерватории (2020). В настоящее время играет на скрипке Томмазо Балестриери 1752 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Петр Худоногов (флейта), 23 года – студент Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Анатолия Иванова). Победитель Венского международного музыкального конкурса (Австрия, 2020). Победитель международного конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2020). Победитель Молодёжных Дельфийских игр России (2020). Обладатель Гран-при Открытого всероссийского конкурса молодых исполнителей имени Н.Л. Тулуниной (Красноярск, 2021) и IV Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Орфей» (Омск, 2021). Победитель VI Международного конкурса флейтистов Европейской музыкальной Академии в Варне (Болгария, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Евгений Евграфов (фортепиано), 20 лет – студент Московской консерватории (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Диева). С 2020 года обучается в классе композиции Народного артиста России, профессора Александра Чайковского. Победитель и обладатель специального приза VII Международного конкурса «PianoTalents» (Италия, 2017). Лауреат II премии Международного конкурса им. Скрябина (Италия, 2019). Обладатель Гранта Президента РФ для творческой молодёжи (2019-2021). Автор свыше 250 сочинений для фортепиано. Участник программ Дома музыки с 2018 года.
Виталий Петров (фортепиано), 19 лет – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международного фортепианного конкурса “Clavis Saint Petersburg 2020” (Санкт-Петербург, 2020). Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
14 сентября 2022 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов:
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96 Аккредитация: info@spdm.ru