""юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои"
«… он тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс».
Роберт Шуман
НАСЛЕДИЕ ИОГАННЕСА БРАМСА принадлежит к величайшим явлениям немецкого и мирового искусства второй половины XIX века, соединившим классические традиции с достижениями национальной культуры. Сочинения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана всегда находились в центре внимания Брамса, а созданную им в 1876 году Первую симфонию критики назвали Десятой симфонией Бетховена, подчеркивая тем самым преемственность стиля молодого композитора по отношению к великому предшественнику. Но Брамс высоко ценил и современных ему композиторов, в частности, называя любимейшей оперу Дж. Бизе «Кармен».
Значительное место в сочинениях мастера отводилось национальным традициям; именно ему принадлежит высказывание: «НАРОДНАЯ ПЕСНЯ _МОЙ ИДЕАЛ». И. Брамс активно пользовался фольклорными темами, не ограничиваясь в восприятии материала исключительно искусством своего народа. В сочинениях И. Брамса отчетливо слышны не только немецкие, но разнонациональные истоки, а созданные в 1869 году «ВЕНГЕРСКИЕ ТАНЦЫ» остаются одним из самых исполняемых произведений композитора. В. В. Стасов отмечал, что «Венгерские танцы» являются «достойными своей великой славы».
И. Брамс известен как автор многих симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и фортепианных сочинений. При этом в его наследии нет опер; музыкально-драматическую действенность он воплотил в других жанрах – кантатах, романсах и песнях, вокальных ансамблях, симфониях и камерно-инструментальных опусах. В них раскрываются душевные драмы, романтическое бунтарство, высокий духовный смысл, всегда облеченные композитором в строгую музыкальную форму.
И. Брамс значительно РАСШИРИЛ ЖАНРОВУЮ ПАЛИТРУ своих опусов, создав новые, неизвестные ранее образцы произведений. Среди них – знаменитый «Немецкий реквием» (1866-1869), в котором композитор сам составил текст, отказавшись от канонического латинского текста и его немецкого аналога. Выделяются также его хоровые произведения – «Марианские песни», Рапсодия для альта, хора и оркестра (на текст Гёте) и другие сочинения.
Начало творческого пути И. Брамса связано с его тесным общением С СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТОЙ ШУМАНОВ – Робертом и Кларой. Встреча с ними в 1853 году в Дюссельдорфе оказала влияние на всю последующую деятельность Брамса. Воздействие музыки Р. Шумана проявилось в образном строе, в обращении к особым жанрам, а подчас и в прямом следовании музыкальному звучанию сочинений старшего коллеги – в Фортепианной сонате № 3, в Вариациях для фортепиано на тему Шумана, в Четвертой фортепианной балладе. После смерти Р. Шумана в 1856 году Брамс до конца своей жизни продолжал тесное творческое общение с вдовой музыканта, посвятив ей Фортепианную сонату № 2, Тему с вариациями ор. 18 и другие сочинения.
Обычно сдержанный, во многом закрытый человек, И. Брамс предстает таким и в своих произведениях, наполненных высоким философским смыслом, отличающихся строгостью и возвышенностью звучания. Но он бывает и другим: КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ композитора отличаются особой лиричностью, тонкостью, почти шубертовской песенностью. Не случайно «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ» И. Брамса воспринималась современниками как эталон лирического высказывания в музыке; для русского слушателя эта вокальная миниатюра стоит рядом со знаменитым «Вокализом» С. В. Рахманинова.
Необычайно требовательный к себе и своим произведениям И. Брамс безжалостно уничтожал сочинения, которые считал недостойными для того, чтобы представить на суд публики. Известен факт, когда он обратился в письме к одной из своих знакомых с просьбой прислать рукописи его хоровых сочинений для того, чтобы сжечь их. Композитор говорил: «ПИСАТЬ МУЗЫКУ НЕ ТАК УЖ ТРУДНО, ТРУДНЕЕ ВСЕГО - ЗАЧЕРКИВАТЬ ЛИШНИЕ НОТЫ».
проф. З.М. Гусейнова