«Музыкальная сборная России»
15 марта, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» с сольной программой выступит солист Дома музыки, лауреат I премии I Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (2022), пианист Александр Ключко. В программе: Соната №32 для фортепиано Бетховена, Трансцендентные этюды Листа, Этюды-картины Рахманинова, Вариации Кароля Шимановского и Скерцо из Шестой симфонии Чайковского.
Программу вечера откроет Соната №32 для фортепиано до минор Бетховена – одно из последних сочинений для фортепиано и последнее произведение композитора в сонатной форме. Она была окончена в 1822 году. В отличие от классического трехчастного строения, эта Соната двухчастна. Обе части одинаково идейно значимы и абсолютно контрастны. Первая часть Maestoso: Allegro con brio ed appassionato – драматичная, страстная, полная энергии. Вторая часть Arietta: Adagio, напротив, погружает в возвышенное светлое созерцание. Кюи писал, что «достоинства Allegro делают эту сонату одной из самых сильных бетховенских фортепианных сонат». О второй части высказался Рубинштейн: «Ариетта в ней – полет в облака, душа возносится в высшие сферы».
Трансцендентные этюды Листа – цикл из 12 фортепианных произведений – были опубликованы в 1852 году. Работа над этюдами была начата еще в 1826 году, когда 15-летний Лист сочинил 12 технических пьес. Спустя 12 лет он вернулся к этой работе, переработав и усложнив их, превратил в «Большие этюды», которые сам исполнял во время гастролей по Европе. Третью редакцию – Трансцендентные этюды – композитор посвятил своему учителю Карлу Черни. Новая виртуозная техника листовских этюдов требовала от пианиста мастерского владения инструментом и нового подхода к привычным техническим приемам. Большинство из них имеют программные названия. В концерте прозвучат пять этюдов: импровизационный №1.Прелюдия – энергичный №2 .Этюд ля минор – светлый и задумчивый №3.«Пейзаж» – драматичный №4.«Мазепа» – фантастический №8.«Дикая охота».
Программу продолжат этюды Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого музыкальный мир будет отмечать 1 апреля и весь этот год. Свои виртуозно-технические пьесы композитор создавал как художественные произведения, в основу каждого заложив определенный программный замысел. И в этом их можно сравнить с Трансцендентными этюдами Листа. В концерте прозвучат шесть этюдов-картин Рахманинова ор.33: скорбно-драматичный №1 Фа минор – тревожный №4.Ре минор – динамичный №5.Ми-бемоль минор – атмосферно-праздничный №6.Ми-бемоль мажор – элегический №7.Соль минор – и снова драма №8. До-диез минор.
Кароль Шимановский, основоположник современной польской композиторской школы, один из ярчайших представителей европейской музыкальной культуры первой трети ХХ века, в своих ранних произведениях проявил себя как последователь шопеновского стиля. Важное значение в этом периоде творчества имеют его Вариации ор.3, написанные на собственную тему хорально-песенного характера. Это сочинение можно воспринимать как сюитный цикл, в котором каждая вариация предстает как самостоятельная жанровая пьеса. Всего в цикле двенадцать вариаций, отличающихся разнообразием эмоциональных состояний и превосходным пианистическим материалом.
В феврале 1893 года Чайковский начал сочинять Шестую симфонию («Патетическую»). Работа шла невероятно быстро. К концу марта черновой вариант был уже готов. Оркестровка заняла гораздо больше времени и шла с трудом. «Инструментовка чем дальше, тем труднее мне дается. Двадцать лет тому назад я валял во все лопатки, не задумываясь, и выходило хорошо, – писал композитор брату. – Теперь я стал труслив и неуверен в себе». Премьера состоялась в октябре того же года под управлением автора и, по его словам, «произвела некоторое недоумение». Настоящее признание пришло уже после смерти композитора. В финале концерта прозвучит Скерцо из Шестой симфонии Чайковского – один из кульминационных фрагментов сочинения. Переложение для фортепиано Самуила Фейнберга.
Александр Ключко (фортепиано), 22 года - выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Победитель XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, 2018). Победитель XIII Международного конкурса молодых музыкантов (Москва, 2018). Победитель V Манхэттенского международного музыкального конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат I премии Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022).
15 марта 2023 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 200 – 600 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96 Аккредитация: info@spdm.ru