«Конкурс - это как игра в рулетку - неважно число, важно ваше отношение к вероятности проигрыша»
«Игра в рулетку» на конкурсе молодых виртуозов ARD в Мюнхене в сентябре этого года принесла скрипачу Дмитрию Смирнову призовую вторую премию. Конкурс немецких радиовещателей ARD был основан в 1947 году и с тех пор считается одним из крупнейших и престижных в области классической музыки. Участие в нем, а тем более победу можно считать серьезной заявкой на успешную карьеру.
Дмитрий Смирнов родился в 1994 году в Петербурге. Окончил музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного работника культуры Елены Зайцевой и Анастасии Милка). Продолжал обучение в Высшей школе музыки Лозанны в Швейцарии (класс профессора Павла Верникова) и Музыкальной академии Базеля (класс профессора Райнера Шмидта). Музыкальная карьера началась рано и очень стремительно: в три года взял в руки скрипку, в восемь начал концертную деятельность, в тринадцать дебютировал на сцене Carnegie Hall в Нью-Йорке, в пятнадцать выступил в Wigmor Halle в Лондоне. С юных лет Дмитрий становился обладателем высоких наград на серьезных музыкальных конкурсах. В 2006-м - I премия и специальный приз Международного конкурса им. Давида Ойстраха (Москва). В 2011-м - II премия Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015-м - победа на Международном конкурсе им. Тибора Варги (Швейцария). В 2017-м музыкант стал победителем двух швейцарских международных конкурсов: Конкурса в Лозанне и Конкурса Rotary Excellence Prize в Лугано. В этом году – II премия на конкурсе ARD в Германии. В Финале Дмитрий Смирнов исполнил Концерт для скрипки с оркестром Франка Мартина.
Дмитрий Смирнов:
На конкурсе все зависит от воли случая. Конкурс - это как игра в рулетку - неважно число, важно ваше отношение в вероятности проигрыша. Было четыре тура, и в каждом нужно было ставить на разное, будь то стиль или манера поведения на сцене. Я исходил из интуиции и, конечно, опыт предыдущих конкурсов тоже помог. Программа была предложена так, что можно было себя не ограничивать. Главное всегда, чтобы было и чёрное, и белое, и какое-нибудь зелёное: поконтрастнее и в выборе репертуара, и в манере подачи - процесс подготовки сразу станет повеселее.
СПДМ (Санкт-Петербургский Дом музыки): Расскажите о произведениях, которые Вы исполняли.
Дмитрий Смирнов: С удовольствием! Начну с финала, для которого следовало выбрать между концертами Пауля Хиндемита (1939) и Франка Мартина (1951-1952). Выбор кандидатов накренился сильно в сторону первого, и в итоге из 80 кандидатов, прошедших на первый тур, шанс, что кто-то сыграет в Финале концерт Мартина, был ну криминально маленький. Я выбрал именно его после того, как случайно нашёл ноты, помогая разбирать архив швейцарского скрипача Хансхайнца Шнеебергера. Это была копия рукописного клавира, причём 4-х ручная (оркестровая партитура очень плотная, и в две руки это просто, скорее всего, было не уместить) с партией сольной скрипки, отмеченная 1951-м годом, и, видимо, написанная до отправления оркестровой партитуры в печать, так как в клавире отсутствует один такт. Деталь незначительная, но мне хотелось понять источник возникновения этих нот. Среди других факторов, повлиявших на мой выбор в сторону именно этого Концерта для конкурса, были исполнение его премьеры Шнеебергером в 1952 году и моя собственная запись сольной сонаты Шнеебергера в феврале 2021 года. Эта запись, кстати, уже вышла в свет.
Для полуфинала выбор концерта Гайдна для меня был очевиден, так как с января 2019 года я принимаю участие в проекте "HAYDN 2032", цель которого - исполнение и запись для лейбла "ALPHA" всех симфоний Гайдна на исторических инструментах под управлением Джованни Антонини, основателя легендарного ансамбля Il Giardino Armonico.
Для первого и второго туров важно было найти компромисс между тем, что нравится исполнять, и тем, что обеспечит хороший балл для прохождения в следующие туры. И, конечно, не забыть предложить что-то, связанное с Россией, для меня как для кандидата из этой страны. Я много раз делал ошибку, играя за границей, забывая вставить репертуар русской музыки в программу, чего все как раз больше всего ждут. В итоге это были 5 Мелодий Сергея Прокофьева - наикрасивейший цикл. Ещё была французская музыка Пьера Булеза и Клода Дебюсси - очень неплохо, на мой взгляд, сочеталась между собой. Ну и, конечно, куда же без мэтров - Паганини, которого я страшно люблю именно как композитора, и Бетховена, которому очень не повезло с юбилеем, ведь именно на 2020, тишайший год, пришлось его 250-летие... Зато на ARD его было хоть отбавляй. И не зря, ведь напрасно его боятся играть на конкурсах, ведь нет и не было никогда конкретной традиции, по которой можно судить о его интерпретации.
По сути, конкурс - это ужасная вещь, потому что создаются неестественные формулировки и образы исполнения музыки, основанные на стрессе исполнителя этой музыки, потому что "а ведь скинут же тебя за такое". И потом возникают глупые вопросы, над которыми мучаются все педагоги десятилетиями: "как нужно играть это, а как то, как нельзя играть эту ноту и как можно ту".
Я помню лето, 2015 год, в Москве один участник не из категории скрипки на XIV конкурсе П.Чайковского играл позднего Бетховена просто невероятно по-особенному. Этот эпизод, с 20-минутными аплодисментами после последнего до мажорного реверанса, был колоссальным вызовом самой сути системы музыкального отбора.
Забавно то, что на ARD для финального тура в категории скрипка в предыдущие годы оставляли на выбор хотя бы один известный концерт. ARD известен тем, что лоббирует непопулярную классику. Так вот, например, в 2017 году на выбор были даны непопулярные Сэмюэл Барбер, коротенький первый концерт Белы Бартока и ре мажорный концерт Сергея Прокофьева. Тут понятно сразу, что выбирали между Барбером и Прокофьевым, и в итоге в финале был Прокофьев. В этом же году известного концерта никто вовсе не предложил, но большинство выбрало именно Хиндемита, просто потому что его имя, и даже не музыка, больше на слуху. Если копать глубже, то это концепция, манипуляция выбора между известным и неизвестным в долгосрочной перспективе может просто преобразить формат конкурса. Ведь это так приятно - предложить что то новое для тех, кто интересуется музыкой.
СПДМ: Что можете сказать о музыканте, который обошел Вас – Сейджи Окамото из Японии? Вы слышали его игру?
Дмитрий Смирнов: С Сейджи мы познакомились на втором туре после его выступления. Мы играли в один день, он с утра, а я вечером. Я пошёл его слушать в зал, потому что нужно было сориентироваться по акустике и послушать рояль, который был, кстати говоря, плохой. Акустическую репетицию мне дали за 20 минут до выступления, поэтому послушать заблаговременно из зала все, что там может произойти, было хорошим решением. Я думаю, глазами жюри это выглядело смелым - увидеть одного из кандидатов в зале до своего собственного выступления.
Возвращаясь к Сейджи, он, прежде всего, отличный парень со здоровым эго и классный коммуникатор, так что у него все получится. Его карьера в Японии уже полным ходом идёт. Я слушал все его туры из зала и могу сказать, что он профессионал. В камерной музыке он бы мог больше реагировать на партнёра, но это уже детали, и на конкурсе на этот элемент мало кто ставит. Мне лично такой стиль игры не интересен, но это опять же все очень относительно. Я люблю драму.
СПДМ: Изменила ли победа на конкурсе Ваши творческие планы, если да, то как?
Дмитрий Смирнов: Мне сказали после Финала, что из меня бы получился хороший дирижер. Посмотрим. Планов было очень много и до конкурса на следующие сезоны, сейчас добавляются ещё. Помимо всего я записал в этом году свой первый сольный диск для звукозаписывающей компании First Hand Records в Великобритании и сейчас записываю двойной диск, посвящённый бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. По идее для некоторых проектов мне необходимо приехать в Петербург и заглянуть в пару нотных архивов. Будет много интересного!
СПДМ: Ваша концертная деятельность началась в 8 лет. Интересно, каким в те годы Вы были музыкантом: серьезно относились к занятиям, упорно занимались или все проходило как бы между прочим, играючи?
Дмитрий Смирнов: Вы выбрали очень подходящее слово - "играючи". Это то, чего мне лично не хватает в целом, когда речь идёт о сцене. Думаю, что в моем случае все началось с систематических занятий, в которых присутствовал этот элемент.
СПДМ: В то время как многие Ваши ровесники-начинающие музыканты выступали на сценах музыкальных школ, Вы концертировали в Нью-Йорке в Carnegie Hall, и в Wigmor Halle в Лондоне. Как это случилось?
Дмитрий Смирнов: В Нью-Йорк я попал, благодаря усилиям Фонда Ирины Никитиной "Музыкальный Олимп", а в Wigmore Hall после участия в Конкурсе Иегуди Менухина в Кардиффе по приглашению Олега Кагана из фонда Разумовского в Лондоне. Согласен, эти два исторических зала мне знатно украсили биографию.
СПДМ: Когда и как поняли, что музыка станет Вашей профессией?
Дмитрий Смирнов: Мне повезло - подошло то, что не пришлось выбирать. Это идеально, помимо тех моментов пару раз за день, когда накрывает от того, что ничего не получается и приходят нехорошие мысли. Но, благо, у меня есть альт, рояль и очень большая тяга к истории музыки, так что я быстро переключаюсь.
СПДМ: Как проходила учеба в Санкт-Петербурге и позднее в Швейцарии?
Дмитрий Смирнов: Я закончил Среднюю специальную музыкальную школу при консерватории Римского-Корсакова в Петербурге и сразу поступил за границу, благодаря совету родителей. Было не всегда легко, но всегда интересно.
СПДМ: Вы являетесь участником проектов Дома музыки уже 10 лет. Что Вам дает это сотрудничество?
Дмитрий Смирнов: Сотрудничество с Домом музыки - это очень приятно и легко. У меня очень тёплые отношения с коллективом, хоть последние два года мы работали реже. Участие в проектах Дома музыки даёт возможность артисту раскрыть свой творческий потенциал в условиях реального времени, учит быстро адаптироваться к разным музыкальным партнёрам, залам, познакомиться с публикой, посмотреть города России. Ещё важно то, что такая скорость работы вытаскивает музыканта из рутины занятий дома и просто вынуждает работать продуктивнее. Интегрироваться в 2011 году было легче, ведь нас было меньше. Дом музыки имел на тот момент 100 человек, сейчас это цифра растёт очень быстро. Самый первый мой концерт в Доме музыки меня вполне себе профилировал в то направление, в котором я сейчас нахожусь. Например, среди попсы, там был очень кислый Шимановский и пальцеломательный Эрнст, а потом были редкие произведения, которые Дом музыки с удовольствием приветствовал - Рославец, Бернстайн, Канчели.
СПДМ: Умеете ли Вы импровизировать, может быть, «шутить» на сцене? В классическом репертуаре это делать, конечно, не так просто, тем не менее, некоторые музыканты умеют свою игру превратить в спектакль. Вы не пробовали?
Дмитрий Смирнов: Я честно скажу, импровизировать я не умею, но активно это делаю всегда, даже на конкурсе ARD без этого не обошлось. Импровизация никогда не заканчивалась, и в джазе она не появилась, а лишь продолжалась.
СПДМ: Музыка какого композитора точнее всего попадает в Ваше мироощущение?
Дмитрий Смирнов: Не знаю. Месяц назад я ходил на живой концерт Деймона Албарна в Эдинбурге; вот прямо сейчас еду в Вену слушать "Representazione di Anima, et di Corpo" Эмилио де Кавальери, где будет, кстати, много импровизации; а послезавтра поедем на "Коронацию Поппеи" Монтеверди в Цюрих. На ARD я слушал мой любимый трек Тома Йорка "AMOK" и Арию II из скрипичного концерта Стравинского.
СПДМ: Чему Вы посвящаете время, свободное от музыки?
Дмитрий Смирнов: Такого больше не существует для меня.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH