30
сентября
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К. М. Вебер (1786-1826). Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор ор.73
Л. Басси (1833-1871). Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто» для кларнета с оркестром (1865)

Солист – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

Н. Паганини (1782-1840). Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор ор.6
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Равиль Ислямов (скрипка)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

КОНЦЕРТ ПРОХОДИТ БЕЗ АНТРАКТА

ВХОД СТРОГО В ЗАЩИТНЫХ МАСКАХ

"ШАХМАТНАЯ"  РАССАДКА

ПРОСИМ ДЕРЖАТЕЛЕЙ АБОНЕМЕНТОВ ПРИЙТИ ЗАРАНЕЕ:
ВАШЕ МЕСТО МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНО

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Вольный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Вольном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Генриху Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт №1 сохраняет характерную трехчастную форму (Allegro – Adagio ma non troppo – Rondo. Allegro), но композитор привносит в нее новое романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности.
 
В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а потом только партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается созвучной знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».
 
Итальянский кларнетист и композитор Луиджи Басси известен, в первую очередь, как автор многочисленных фантазий и вариаций для кларнета и фортепиано, в основу которых положены популярные темы из опер итальянских композиторов – Дж. Верди, В. Беллини, Г. Доницетти. «Риголетто», ставшее в 19 веке одной из самых известных итальянских опер, привлекало внимание многих музыкантов, создававших собственные сочинения на его темы. В своей Фантазии, созданной в 1865 году на темы сочинения, Басси использует самые известные мотивы оперы, звучащие в Сцене и дуэте Джильды и Риголетто во втором действии, в арии Герцога в третьем действии, в арии Джильды в первом действии, передавая большинство из них солирующему кларнету. Лишь «тему проклятия», звучащую в начале сочинения, композитор отдает оркестру, поручая кларнету лишь функцию ее отзвука. В результате хорошо известные вокальные мелодии обретают в Фантазии новое тембровое решение, а насыщенная и гораздо более сложная, чем у Дж. Верди оркестровая фактура усиливают драматичность концертного звучания.
 
Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертах, концертных пьесах, 24 каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников»Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году, он до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro maestoso. II. Adagio. III. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра в мировом репертуаре.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин