30
мая
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Г.К. Вагензейль (1715-1777) – П.Ангерер (1927-2017). 
Концерт для тромбона с оркестром
(переложение для альт-тромбона и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Крылов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

В.А.Моцарт (1756-1791). Соната №8 для фортепиано ля минор КV310 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Н.Римский-Корсаков (1844-1908)– Н.Федосеев.
Концерт для тромбона с оркестром
(переложение для тромбона и фортепиано) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Крылов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Э.Заксе (1810-1849). Концертино для бас-тромбона и фортепиано фа мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Крылов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Ф.Шопен (1810-1849). Соната №2 для фортепиано си-бемоль минор ор.35

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Б.Аппермонт (р.1973). Концерт «Краски тромбона» (переложение для тромбона и фортепиано) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Крылов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Композитор ранней венской школы Георг Кристоф Вагензейль был известным австрийским виртуозом ­– пианистом и органистом, автором опер, ораторий, духовных сочинений. Велика роль Вагензейля в формировании жанров симфонической и инструментальной музыки, в которой на смену барокко пришли элементы раннего классицизма. Перу композитора принадлежит ряд концертов для разных инструментов, среди которых выделяется написанный в 1763 году Концерт для тромбона с оркестром, заложивший основы данного жанра в истории музыки. В сочинении две части: первая (Adagio) несет отпечаток «галантного» стиля своего времени, вторая же (Allegro assai) – достаточно быстрая, динамичная, торжественная по звучания, и обе части составляют в целом выразительный диптих. Соотечественником Вагензейля, композитором и дирижером Полем Ангерером было выполнено переложение Концерта для альт-тромбона и фортепиано.
 
Среди записей, сделанных П.И. Чайковским в 1886 году в своем дневнике, есть следующая: «В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». Выдающийся русский композитор в полной мере оценил неповторимость гениального предшественника, который оставался великим во всех жанрах, в которых работал, и сделал их таковыми, благодаря своим творениям. Невероятное по масштабам музыкальное наследие В.А. Моцарта, прожившего неполных 36 лет, охватывает сочинения разных жанров, написанные для разных составов. Фортепианные (клавирные) сонаты композитора  составляют важную часть его наследия. Хотя количество сонат в целом невелико (их всего 19), каждая из них до настоящего времени сохраняет свое значение как высочайшее творение человеческого духа. Сонаты В. А. Моцарт начал писать сравнительно поздно: первые опусы были созданы им в 19 лет. Предназначая сонаты в большей степени для домашнего, а не концертного исполнения, композитор, тем не менее, считал их очень трудными — с позиций не столько техники, сколько художественной выразительности. Фортепианная соната № 8 a–moll — одна из двух минорных сонат (вторая – Соната № 14 c–moll), остальные решены композитором в мажорных тональностях. Соната № 8 была сочинена летом 1778 года и образно связана со смертью матери композитора, произошедшей в этот период и тяжело переживаемой Моцартом. Поэтому первая часть Сонаты (Allegro maestoso) с ее настойчиво повторяемой «звенящей» нотой поражает своим тревожно–трагическим оттенком. Прекрасная, певучая вторая часть (Andante cantabile con expressione) возникает словно лирическое воспоминание, здесь композитор использует чужую тему, он цитирует мелодию одной из сонат любимого им композитора И. Шоберта. Третья часть (Presto) —  наполненный смятением стремительный финал, подчеркивающий образный строй сочинения.
 
Композитор и профессиональный моряк Н.А. Римский–Корсаков всегда был связан с Морским ведомством России, а в 1873-1884 годах служил в нем инспектором духовых оркестров. В этот период композитором были созданы сочинения, предназначенные для военных коллективов, среди произведений были как вариации или фантазии на известные темы, так и оригинальные сочинения. Среди них – созданный в 1877 году Концерт для тромбона и духового оркестра. Н.А. Римский–Корсаков писал в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Мною были сочинены вариации для гобоя на тему романса Глинки “Что, красотка молодая” и концерт для тромбона, обе пьесы с сопровождением духового (военного) оркестра. Эти вещи были исполнены в кронштадтских концертах соединенных хоров морского ведомства под моим управлением. Написаны эти сочинения были, во–первых, с целью дать в концерте сольные пьесы менее избитого характера, чем это всегда случается; во-вторых, чтобы самому овладеть неведомым мне виртуозным стилем с его solo и tutti, каденциями и т. п. Финал концерта для тромбона вообще был недурен и эффектно инструментован». Композитор сохраняет в сравнительно небольшом по масштабам Концерте традиционную трехчастную форму, где первая часть (Allegro vivace) предстает как мощное, стремительное скерцо, в котором, однако возникают и лирические черты. Вторая часть (Andante cantabile) обнаруживает черты мягкого интермеццо, которое, благодаря необычному звучанию тромбона, приобретает оттенок сдержанной суровости и затаенности. Третья часть (Allegro–Allegretto) контрастна по отношению к предшествующим: композитор начинает ее с трубного маршевого сигнала, который затем многократно проводится на протяжении финала, подчеркивая жесткость оркестрового звучания. Во вторую и в третью части Н. А. Римский–Корсаков вводит каденции, давая возможность солисту продемонстрировать богатые тембровые и технические краски инструмента. Уже после смерти композитора Н.Федосеевым было выполнено фортепианное переложение Концерта.
 
Эрнст Заксе – известный в первой половине XIX века немецкий композитор и музыкальный издатель. О его деятельности сохранилось сравнительно мало сведений, в истории остались в основном его оркестровые и камерные сочинения, а также пьесы учебно–педагогического репертуара. Он выступал в составе симфонического оркестра, в том числе под руководством И. Н. Гуммеля и Ф. Листа, исполняя сольные эпизоды. Самым известным сочинением Э. Заксе стало его Концертино для бас-тромбона и фортепиано фа мажор, написанное в 1845 году Сравнительно небольшая одночастная пьеса романтического характера, виртуозное Концертино включает три контрастных раздела, где торжественный, с фанфарными интонациями первый раздел Allegro maestoso сменяется затаенным Adagio. Третья часть Allegro moderato построена как тема с двумя вариациями, она завершает сочинение в оптимистичном ключе.
 
В фортепианном наследии выдающегося польского композитора Фредерика Шопена выделяются три сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Соната № 2 си бемоль минор была закончена в 1839 году и стала одним из наиболее выдающихся сочинений европейского романтизма (самая знаменитая ее часть — Похоронный марш — была написана немного раньше, в 1837 году, она во многом и определила образный строй опуса). Сочинение знаменует собой утверждение в музыке сонаты нового типа как масштабного четырехчастного строения (I. Grave. Doppio movimento. II. Scherzo. III. Marche funèbre: Lento. IV.Finale: Presto), где каждая часть становится этапом в раскрытии трагедии героя. Вероятно, в истории музыки ни одно сочинение не сопровождалось таким количеством эпитетов и комментариев, как Соната № 2, отразивших восприятие необычного во всех отношениях произведения. По выражению Р. Шумана, сочинение может быть определено как «четвёрка самых безумных детищ Шопена»; в третьей части (Марше), по мнению Ф. Листа, важна идея национальной трагедии: «не смерть одного лишь героя оплакивается здесь; пало всё поколение»; заключительная часть, по выражению А.Г. Рубинштейна, — это «ночное веяние ветра над гробами на кладбище». Подобное, почти программное слышание музыки Сонаты во многом определено ее новаторскими романтическими приемами и ее ролью в развитии фортепианного искусства.
 
Берт Аппермонт (род. в 1973 году) – современный бельгийский композитор, педагог, дирижер, автор сочинений в разных жанрах. Им написаны два мюзикла, две симфонии, оперы и оратории, более 50 сочинений для хора и проч. Аппермонт широко известен как дирижер, выступающий в Бельгии и за ее пределами. Среди сочинений Аппермонта особое внимание привлекает концерт «Краски тромбона», завоевавший признание у исполнителей и слушателей. Он был написан в 1998 году, по словам автора, под воздействием его брата, тромбониста–любителя. Доскональное изучение возможностей инструмента позволило Аппермонту создать яркое, современное сочинение, украсившее тромбоновый репертуар. Композитор говорит о концерте: «С одной стороны, я хотел создать сольное произведение на основе желтого, синего, красного и зеленого цветов. Я хотел передать характеристики, ассоциации и эмоции, связанные с этими цветами. Каждая часть содержит название цвета: 1) желтый, как вдохновляющий и стимулирующий (он также является цветом мудрости и света); 2) красный, как динамический, страстный, активно проявляющийся в драматическом, яростном, боевом (он также является цветом мужества и силы воли); 3) голубой, как проявление меланхолического, мечтательного и интравертного (он также является цветом правды и мира); 4) зеленый, как цвет надежды и несущий надежду (он также является цветом уравновешенности и гармонии)».
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков