29
июня
Пятница
20:00
2018
Стоимость билетов:
300-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
музыкально-поэтический вечер
«Тургенев. Музыка слова»
I отделение

И.Тургенев (1818-1883). «Певцы» из цикла рассказов «Записки охотника»
Г.Белов (р.1939). Рапсодия «Певцы» для виолончели соло (1969)

Чтец – Народный артист России
Николай Буров (чтец)
Солист – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
II отделение

И.Тургенев (1818-1883). Стихотворения в прозе
 
Ф.Шопен (1810-1849). Блестящие вариации си-бемоль мажор ор.12 

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

И.Тургенев (1818-1883). «Русский язык», «Истина и правда», «Молитва»

Чтец – Народный артист России
Николай Буров (чтец)

К.Сен-Санс (1835-1921)– Дж.Тринкаус (1878-1960).
Ария Далилы из оп.«Самсон и Далила» 

Солист – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)

И.Тургенев (1818-1883). «Любовь», «Стой», «Природа», «Мои деревья»

Чтец – Народный артист России
Николай Буров (чтец)

Ж.Массне (1842-1912)– Ж.Дельсар (1844-1900). «Размышление» из оп. «Таис»

Солист – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)

И.Тургенев (1818-1883). «Что я буду думать», «Камень»,
«Простота», «Враг и друг»

Чтец – Народный артист России
Николай Буров (чтец)

М.Глинка (1804-1857) – Е.Баратынский (1800-1844).
Не искушай меня без нужды» 

Солистка – Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Елена Миртова (сопрано)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

И.Тургенев (1818-1883). «Голуби», «Роза», «Песочные часы», «Воробей»

Чтец – Народный артист России
Николай Буров (чтец)

Ф.Шопен (1810-1849). Полонез №6 "Героический" ля-бемоль мажор ор.53

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

IN ENGLISH
БИЛЕТЫ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА БОНУСЫ "СПАСИБО" ОТ СБЕРБАНКА

О программе концерта

«Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю»
И. С. Тургенев.

В жизни и творчестве И. С. Тургенева музыка занимала значительное место: среди близких друзей писателя была выдающаяся французская певица Полина Виардо; в Европе и России он постоянно посещал концерты и оперные спектакли. По собственным словам писателя, «он жил в театре, жил в концертных залах, он "вибрировал" вместе со всем, что происходило в музыкальной жизни мира и российских столиц». Тема музыки пронизывает все творчество писателя, начиная с юношеских произведений, возникая как сюжетная линия, как образ или как выразительный контекст, подчеркивающий развитие событий. Произведения И. С. Тургенева становились естественной основой музыкальных произведений; в разные годы были написаны симфоническая картина "Нимфы" Вас. Калиникова на сюжет одноименного стихотворения в прозе; оперы "Ася" М. Ипполитова-Иванова, "Дворянское гнездо" В. Ребикова, "Певцы" и "Вешние воды" А. Гольденвейзера. Во многих случаях между сочинения И. С. Тургенева и знаменитыми музыкальными творениями словно возникает духовная связь, позволяющая звучащему слову естественно переходить в звучающую музыку.
Геннадий Григорьевич Белов принадлежит к плеяде ленинградских–петербургских композиторов, которым посчастливилось учиться у Д. Д. Шостаковича: в его классе молодой музыкант занимался в аспирантуре. Г. Г. Белов известен как автор оперных, кантатно–ораториальных, камерно–инструментальных и многих других сочинений, в которых отчетливо проявляется незаурядное профессиональное мастерство композитора, его тесная связь с национальными традициями и в то же претворение современных приемов музыкальной выразительности. Создавая программную пьесу для виолончели соло «Певцы», Г. Г. Белов использует жанр рапсодии — свободной одночастной композиции, построенной обычно как фантазия на народные темы. Замысел сочинения заключается в том, чтобы средствами «поющей виолончели» рассказать о своеобразном состязании певцов, показав при этом особенности исполнения каждого из них. В рассказе И. С. Тургенева названы песни – веселая плясовая «Распашу я, молода-молоденька, Землицы маленько», которую пел Рядчик, и заунывная песня «Не одна во поле дороженька пролегала», которую пел Яков. Контраст двух тем – это контраст двух состояний, поскольку для композитора важно в первую очередь раскрыть образы певцов. Важно и другое: сопоставление двух разножанровых тем в рамках музыкального произведения ведет свое происхождение от «Камаринской» М. И. Глинки и ярко представлено в отечественной музыке. В своей Рапсодии Г. Г. Белов расширяет эти границы, воссоздавая не только темы, но формируя музыкальную новеллу, передающую замысел И. С. Тургенева.
В 1833 году Фредерик Шопен создает Блестящие вариации ор. 12. В том году в парижской Opéra Comique  была поставлена последняя опера французского композитора Фердинана Герольда (1791-1833) «Людовик», оставшаяся неоконченной и завершенной Ф. Галеви. Она не вошла в число лучших французских опер, но отдельные ее мелодии привлекли внимание слушателей. Ф. Шопен, как поклонник парижской оперы, был на спектакле, и его внимание привлекла ариетта, написанная в форме рондо «Je vends des scapulaires» (в условном переводе «Я продаю ракушки»). Простая, очаровательная тема была положена в основу сочинения Ф. Шопена, включающего Интродукцию, Тему и четыре вариации. Бравурная, виртуозная Интродукция (Allegro maestoso) подготавливает изложение незатейливой восьмитактовой темы, непосредственно переходящей в вариационный цикл. Вариация 1 (Allegro moderato) представляет тему в ее фрагментарном виде с мягким легато. Вариация 2 (Scherzo) содержит элементы быстрой мазурки. Вариация 3 (Lento) близка по настроению ноктюрну. В Вариации 4 (Scherzo vivace) использованы характерные черты другого польского танца – краковяка, завершающегося кодой. Свое сочинение Ф. Шопен посвятил Эмме Хорсфорд, с семьей которой он был тесно связан.
Ария Далилы «Mon coeur s'ouvre a ta voix» («Открылася душа») из оперы французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (создана в 1877 году) стала одним из самых выразительных оперных эпизодов мировой музыкальной культуры. В трактовке библейского сюжета композитор сосредоточил внимание на главной героине. Образ коварной соблазнительницы Далилы раскрыт им в трех ведущих ариях, из которых особую популярность приобрела третья. Она звучит во II действии в большой дуэтной сцене главных героев и раскрывает всю красоту и женственность обольстительной Далилы. Американским композитором и виолончелистом Джорджем Тринкаусом было осуществлено переложение арии для виолончели и фортепиано.
Опере «Таис», созданной французским композитором Жюлем Масснэ в 1894 году по роману А. Франса, была уготована сложная судьба. В ее основе — религиозные проблемы, которые композитор представил на сцене в эффектной театральной форме. Насыщенная прекрасными лирическими темами, опера, редко ставящаяся сейчас на сцене, исполняется фрагментами в концертных номерах. «Размышление» — центральный эпизод оперы, где звучит одна из самых одухотворенных скрипичных мелодий. Переложение арии для виолончели и фортепиано было выполнено французским виртуозом Жюлем Дельсаром.
Среди песен и романсов М.И. Глинки особое место занимают элегии – романсы на стихи задумчиво-грустного содержания. К ним относится «Не искушай меня без нужды», написанный в 1825 году на стихи Е.А. Баратынского, в котором уже формируются характерные черты жанра – вокальная кантилена, наполненная выразительными интонациями, характерными для русского романса и поддерживаемая пластичной фортепианной партией. Эти черты проявляются в романсе «Сомнение», написанном Глинкой в 1838 году на стихи Н.В. Кукольника. Композитор стремится здесь передать все оттенки взволнованной души, муки ревности, страдания сердца.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена выделены особо: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена, хотя первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности.
Интродукция своим волевым напором, активными хроматическими пассажами, мощными аккордами раскрывает основной «героический» образ сочинения и подготавливает появление гордой, сильной, решительной главной темы. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако, напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат их издателям или слушателям), благодаря его во многом картинной изобразительности. Мощность звучания достигает здесь своего апогея, после которого небольшой лирический эпизод вводит репризу сочинения. В Полонезе воплощены характерные черты композитора, которые С. Рихтер определил следующими словами: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». 

Проф. З.М. Гусейнова 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Николай Буров
Андрей Телков
Елена Миртова