29
июня
Четверг
20:00
2017
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

П.Чайковский (1840-1893). Фортепианное трио "Памяти великого художника"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015)
Сергей Редькин (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Дворжак (1841-1904). Фортепианный квинтет № 2 ля мажор ор.81

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Юрьев (альт)
Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015)
Сергей Редькин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Одним из наиболее близких для себя людей П. И. Чайковский считал Николая Григорьевича Рубинштейна — брата А. Г. Рубинштейна, известного пианиста, основателя Московской консерватории, авторитетного музыканта, сыгравшего большую роль в профессиональном становлении Чайковского. Смерть Н. Г. Рубинштейна в 1881 году стала большим потрясением для Чайковского, и в память о друге он пишет Трио ля минор для фортепиано, скрипки и виолончели. В период работы композитор отмечал в одном из писем: «Чувствую, что смутно выражаю смутные мысли, бродящие в голове моей по поводу исчезновения с лица земли близкого и хорошего человека. В голове темно, да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее; но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры». В Трио каждый из участников ансамбля выполняет важную художественную функцию, хотя главенство, несомненно принадлежит фортепиано.
Траурность настроения господствует на протяжении всего сочинения, но это не исключает показа контрастных настроений. Композитор облекает замысел в оригинальную художественную форму. Первая часть Pezzo elegiaco (Элегическая пьеса) написана в сонатной форме, где основная тема — неторопливо развертывающаяся мелодия, постепенно приобретающая все более напряженное звучание, но сникающая в конце. Противопоставленная ей побочная партия звучит неожиданно мажорно и торжественно. Сопоставление двух этих образов разворачивается на протяжении всей части. Вторая часть представляет собой Тему с двенадцатью вариациями, где последняя вариация разрастается до размеров самостоятельной части, образующей финал цикла. Спокойная тема, положенная в основу вариаций, близка по характеру песне, на ее основе композитор разворачивает целую галерею разнохарактерных образов,  показывая тему в рамках то скерцо (3 вариация), то фуги (8 вариация), то мазурки (10 вариация). Заключительный раздел — Финальная вариация и Кода — с основной маршеобразной темой и песенной побочной поначалу возвращает светлые настроения, но в конце вариации возвращается тема первой части в напряженном, грозном звучании, на ней построена кода, завершающая произведение, где преобладает трагическое звучание (Lugubre) в характере траурного марша.
Фортепианное трио «Памяти великого художника» положило начало традиции русской музыки — создавать трио в память об ушедших. С. В. Рахманинов свое «Элегическое трио», написанное в год смерти П. И. Чайковского, посвятил его памяти; Д. Д. Шостакович свое Второе трио — памяти близкого друга выдающегося музыковеда И. И. Соллертинского.
Творчество Антонина Дворжака, ставшего одним из классиков национального искусства Чехии, связано со многими музыкальными жанрами. Наряду с операми, симфониями, кантатами, вокальными сочинениями он создал около тридцати камерно-инструментальных произведений, среди которых особое место занимает Фортепианный квинтет Ля мажор (1887). Любопытна история появления сочинения: в 1872 году композитор создал Фортепианный квинтет в той же тональности Ля мажор (сейчас он известен под № 1), но когда он получил от издателя предложение опубликовать его, то не смог найти свою рукопись и написал новый квинтет, отражающий особенности уже зрелого мастера. Основой камерно-инструментального цикла стала первая часть (Allegro, ma non tanto), образный строй которой определяет основная песенная тема, порученная виолончели. Протяженная вторая часть решена Дворжаком как «Думка» (Andante con moto – Vivace), определяющая в музыке славянских народов песню или инструментальную пьесу элегического характера. Для композитора, тесно связанного с фольклорной традицией, совершенно естественным было обращение к жанру народной песни и ее воплощение в лирическом эпизоде инструментального цикла, лишь ненадолго переводя звучание в яркую, энергичную пляску. Третью часть (Scherzo (Furiant). Molto vivace - Trio. Poco tranquillo) автор сопроводил ремаркой «фуриант», используя типичные черты одного из популярных народных парных танцев юмористического склада. Так Скерцо обрело неповторимые черты чешской пляски, контрастом которой выступает медленное Трио, образно перекликающееся со второй частью Квинтета. Финал (Allegro) также построен на темах народно-жанрового характера, формирующих атмосферу народного праздника.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин