29
февраля
Суббота
17:00
2020
Стоимость билетов:
250 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И. Брамс (1833-1897).  6 пьес для фортепиано ор.118 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Шуберт (1797-1828). Соната для фортепиано до минор D958

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Длительность концерта 60 мин. без антракта
Другие концерты фортепианного марафона:
13:00 29 февраля 2020
15:00 29 февраля 2020

IN ENGLISH

О программе концерта

 
Выдающийся немецкий композитор 19 века Иоганнес Брамс работал во многих инструментальных жанрах, уделяя особое внимание фортепианной миниатюре. Данный жанр сыграл значимую роль в музыке композиторов-романтиков: воплощенная в разных жанрах на основе богатых многонациональных традиций, фортепианная миниатюра навсегда осталась одним из главных музыкальных жанров, в которые раскрываются переживания человеческой души. Свое веское слово сказал в данной сфере и Иоганнес Брамс, создавший как отдельные пьесы, так и фортепианные циклы. В 1893 году он завершает работу над Шестью пьесами оп. 118, объединившими разнохарактерные сочинения: Intermezzo (Allegro non assai, ma molto appassionato), Intermezzo (Andante teneramente), Ballade (Allegro energico), Intermezzo (Allegretto un poco agitato), Romance (Andante–Allegretto grazioso), Intermezzo (Andante, largo e mesto). Из шести пьес четыре – это интермеццо, которые привлекали композитора в этот период более всего. Независимость жанра, его смысловая и структурная свобода (в переводе с итальянского «интермеццо» – находящийся посреди, промежуточный) давали композитору возможность решать пьесы с таким названием в любом образном ключе и помещать их в любых последованиях пьес. В последних фортепианных циклах И. Брамса Интермеццо приобретает ведущее значение, что и наблюдается в опусе 118, где в их последовательность вводятся  Баллада и Романс. Все Интермеццо выдержаны преимущественно в одном настроении, они просты по фактуре и по средствам выразительности. Интермеццо № 1 – самое лаконичное из шести пьес, оно построено на простой, безыскусной теме, в которой прорывается оттенок скрытой страсти. Интермеццо № 2 носит нежный ностальгический оттенок, не случайно композитор сопровождает его ремаркой teneramente, то есть ласково, мягко, нежно. Ему контрастирует энергичная Баллада с активной ритмикой. Интермеццо № 3 проникнуто тревожным настроением, создаваемым сложной метрикой и многопластовой фактурой. Романс носит явный фантазийный характер, хотя он основан на теме хорального склада. Его сменяет таинственное звучание заключительного Интермеццо № 4, обозначенное авторской ремаркой «широко и печально». Данный опус композитор посвятил Кларе Шуман – вдове Роберта Шумана, своего большого друга.
Всемирную славу Францу Шуберту — австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли, хотя и после его смерти созданные им около 600 вокальных композиций, а также симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие, в котором выделяются Три последние сонаты (в каталоге сочинений композитора они значатся под номерами D. 958–D. 960), созданные в последние месяцы жизни Шуберта. В них часто даже видят некую трилогию, сродни трем последним симфониям В. А. Моцарта. Соната до минор в четырех частях (1. Allegro moderato. 2. Andante. 3. Menuetto. 4. Allegro) приобрела известность, во многом благодаря свой второй части, нередко исполняемой как самостоятельная пьеса. Вдохновенная красота ее основной лирической темы, главенствующая, словно парящая над остальными музыкальными пластами, лишь в середине ненадолго приобретает драматический оттенок, возвращая в дальнейшем исходный облик. Интересна и третья часть — Менуэт, но написанный в быстром темпе, с отдельными шутливыми элементами. Первая и четвертая части менее ярки, но они убедительно раскрывают черты романтической сонаты. 
 Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков