29
февраля
Суббота
15:00
2020
Стоимость билетов:
250 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Фортепианный марафон

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Лист (1811-1886). Венгерская рапсодия №10 ми мажор S.244
"Как дух Лауры" для фортепиано
Ф. Шопен  (1810-1849). Баллада №3 ля-бемоль мажор ор.47
Скерцо №3 до-диез минор ор.39

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Сысоева (фортепиано)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С. Рахманинов (1873-1943). Прелюдия №5 соль мажор ор.32
П. Чайковский (1840-1893). – М. Плетнев
Концертная сюита из балета «Спящая красавица»
С. Прокофьев (1891-1953). «Сарказмы» 5 пьес для фортепиано ор.17

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Соснин (фортепиано)

Длительность концерта 60 мин. без антракта
Другие концерты фортепианного марафона:
13:00 29 февраля 2020
17:00 29 февраля 2020

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885. Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Все эти особенности представлены в Рапсодии № 10 ми мажор, которая была написана в 1847 году и посвящена австро-венгерскому пианисту Бени Эгреши (1814–1851). Ф. Лист предпослал Рапсодию ремарку «Прелюдия», будто желая подчеркнуть особую свободу высказывания. Не случайно Рапсодия начинается тремя пассажами, построенными на глиссандо, которые определяют фантазийность драматического повествования «рассказчика» и которые будут периодически возвращаться, словно напоминая об основной идее сочинения.
Среди сравнительно немногочисленных  вокальных сочинений Ф. Листа большую известность получила драматическая песня «Как дух Лауры» («Oh! quand je dors») на стихи французского литератора В. Гюго (1802–1885), написанная композитором впервые в 1842 году. В 1847 году Ф. Лист выполнил фортепианную транскрипцию романса, создав образец «инструментального романса», где у фортепиано открывается возможность исполнения «песни без слов», насыщенной глубинными тайными смыслами и скрытыми чувствами. В результате сочинение стало одной из самых красивых по звучанию, трогательных лирических пьес в мировой музыкальной классике
Термин «баллада» вошел в западно-европейскую музыку первой половины 19 века под влиянием поэзии, где он обозначал развернутое повествовательно-драматическое произведение со сложным сюжетом и неожиданной роковой развязкой. Очень часто в основу баллад были положены фольклорные сказания и легенды, придававшие произведениям особый эпический оттенок. На основе поэтических баллад создавались сначала вокально-инструментальные сочинения (одно из самых известных — баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта), затем в творчестве Фредерика Шопена утвердился жанр инструментальной, фортепианной баллады — масштабного, одночастного, структурно сложного сочинения, в котором соединены повествовательное и трагическое начало, острые коллизии и выразительная картинность, раскрытие лирических чувств и переживаний. Они возникли как отзвуки на выдающиеся поэтические творения И.-В. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича. В написанных композитором в разные годы четырех балладах нет конкретной программы, но в них воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. Святослав Рихтер, выдающийся интерпретатор музыки Шопена, выразил свое отношение к сочинениям предельно кратко: «Четыре баллады — четыре неба». Все баллады Шопена написаны в новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе в то же время черты сонаты, вариаций и других жанров. В характере Баллады № 3 (1841) отчетливо проявляется пластичность, ее завершение светло и безоблачно. Начальная тема, близкая по характеру народным лирическим напевам, проходит на протяжении сочинения: на многократном ее проведении построен первый раздел пьесы. Второй же его раздел переводит звучание в состояние острой взволнованности и драматического пафоса. Блистательная виртуозность, мастерское преобразование тем, богатство тонально-гармонического развития, яркая фактурная палитра позволяют композитору вовлечь слушателя в звуковую стихию, сделать его участником волшебных событий. Композитор посвятил Балладу одной из своих учениц — Полин де Ноай.
Жанр скерцо вошел в музыку уже в эпоху классицизма, будучи призванным передавать настроения шутки, игры. Ф. Шопен же в разные годы создает четыре скерцо, ставших самостоятельными пьесами. Под пером композитора жанр коренным образом переосмысливается, наполняется новым содержанием. Скерцо Ф. Шопена серьезны, драматичны (не случайно Р. Шуман писал, что «Шопен ввел бетховенский дух в концертный зал»), а само понятие «игры» здесь трактуется как возможность создавать свободную композицию, построенную на сопряжении разнохарактерных эпизодов. Скерцо № 3 до-диез минор создано в 1839 году во время пребывания композитора на Майорке. Построенная как лаконичная, насыщенная, разноплановая одночастная пьеса, Скерцо достигает в своем звучании почти бетховенского величия. Композитор посвящает сочинение одному из близких учеников и друзей – Адольфу Гутману (1819–1882).
Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. 13 Прелюдий соч. 32 созданы в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке, и вместе с ранней Прелюдией до-диез-минор (opus 3, № 2, 1892 год) и десятью Прелюдиями соч. 23 (1901-1903 годы) они образовали цикл из 24 пьес во всех тональностях, следуя тем самым традиции И. С. Баха и Ф. Шопена. Прелюдия соль мажор (№ 5) Moderato переносит слушателей в особую сферу волшебной лирики, мягкого пейзажа, в котором словно растворяется душа человека (почти вся пьеса звучит на piano), и где звонкие трели жаворонка дополняют картину бескрайних полей.
Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица», впервые поставленный в 1890 году на сцене Мариинского театра, считается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Ш. Перро, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Уже после смерти П. И. Чайковского на основе балета под редакцией известного пианиста Александра Зилоти была создана Концертная сюита, куда вошло несколько эпизодов. В 1999 году известный пианист и дирижер Михаил Плетнев создал Концертную сюиту из балета, включив в нее 11 ярких эпизодов сочинения. В сегодняшнем концерте будут исполнены следующие номера данной сюиты: Пролог (№ 1) – Танец пажей (№ 2) – Красная Шапочка и Волк (№ 9) – Adagio (№ 10).
В 1912-1914 годах молодой Сергей Прокофьев создает фортепианный цикл ор. 17 с неожиданным и новаторским названием «Сарказмы» (первоначальное название – «Саркастические пьесы»), состоящим из пяти пьес. Через два года они были исполнены автором, что вызвало у публики бурю эмоций. Не случайно С. С. Прокофьев писал в одном из писем: «Я начал понемногу знакомить народ с моим последним опусом — Сарказмами... Народ хватается за голову; одни — чтобы заткнуть уши, другие — чтобы выразить восторг, третьи — чтобы пожалеть бедного автора, когда-то много обещавшего». Пять пьес (TempestosoAllegro rubatoAllegro precipatatoSmaniosoPrecipitosissimo) образуют необычный цикл с своим образным замыслом и особой драматургией. Сохранилась программа для одной из пьес цикла – пятой, о которой композитор пишет в «Автобиографии». Она в определенной мере дает ключ к пониманию замысла всего цикла: «Иногда мы зло смеемся над кем-нибудь или чем-нибудь, но когда всматриваемся, видим, как жалко и несчастно осмеянное нами; тогда нам становится не по себе, смех звучит в ушах, но теперь он смеется уже над нами». В «Сарказмах» заложены многие черты будущей музыки композитора, позволившие ему создавать ярко гротескные образы.
 
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин