350 - 400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I отделениеДж. Россини (1792-1868).
Увертюра к опере «Сорока-воровка» (1817)
В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №2 для флейты с оркестром ре мажор KV314
Азалия Ногманова (флейта)
II отделение
А. Хачатурян (1903-1978).
Концерт для скрипки с оркестром ре минор op.46
Каденция Д. Ойстраха
Михаил Неустроев (скрипка)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается наиболее популярным оперным композитором, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества. «Сорока–воровка», созданная в 1817 году в жанре оперы-семисериа, сочетает «серьезные» и комедийные элементы. Ее содержание сводится к следующему: служанка Нанетта хочет спасти жизнь отца, дезертировавшего из армии и разыскиваемого полицией. Неожиданно ее обвиняют в краже хозяйского серебра, ей угрожает смертная казнь. Подлый судья, чьи любовные притязания отвергнуты Нанеттой, утверждает приговор. В последнюю минуту невиновность Нанетты доказана: мальчик Пиппо находит серебро, похищенное ручной сорокой, и девушка спасена. Увертюра оперы по характеру тесно связана с ее основными образами и раскрывает основной конфликт; по сути, она остается ныне единственным исполняемым номером из всего сочинения. Благодаря мелодической и оркестровой яркости, забавная и драматическая одновременно, Увертюра стала одной из излюбленных симфонических пьес мирового репертуара.
Вольфганг Амадей Моцарт – блистательный мастер мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности инструмента. Моцарту, наряду с И. Гайдном, суждено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Свой Концерт для флейты с оркестром № 2 ре мажор Моцарт написал в 1778 году, сохранив традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Andante ma non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.
Искусство Арама Ильича Хачатуряна опирается на напевы родной Армении; интонации народных песен и танцев пронизывают все его творчество. Скрипичный концерт, написанный композитором в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать». Классическое трехчастное строение Скрипичного концерта позволило композитору создать яркие картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Крайние части (1. Allegro con fermezza, то есть «твердое, уверенное аллегро» и 3. Allegro vivace) построены на темпераментных танцевальных темах, которые композитор вдохновенно развивает, создавая почти зримые образы народной пляски. Средняя, лирическая часть (Andante sostenuto) воссоздает образ народного музыканта–ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш–импровизацию. Концерт воспринимается как нечто целостное, благодаря объединению частей интонациями тем из первой части, пронизывающими все последующие разделы. Хачатурян в своем сочинении широко использует мелодико–ритмические и ладо–гармонические особенности национального фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки. Свой Концерт композитор посвятил выдающемуся виртуозу Давиду Ойстраху – автору виртуозной каденции.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин