400 - 450 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Дж. Россини (1792-1868).
Увертюра к опере «Севильский цирюльник» EC 17
Л. Шпор (1784–1859).
Концерт №4 для кларнета с оркестром ми минор WoO 20
Лев Журавский (кларнет)
II отделение
Я. Сибелиус (1865-1957).
Концерт для скрипки с оркестром ре минор op.47
Равиль Ислямов (скрипка)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Написанная Джоаккино Россини в 1816 году опера «Севильский цирюльник» на сюжет комедии П. Бомарше стала не только наиболее известным сочинением композитора, но и одной из самых исполняемых в мире опер. Искрометная комедия, наполненная прекрасными мелодиями, выразительные персонажами и остроумными сценическими ситуациями, остается непревзойденной до настоящего времени. Самым известным оркестровым эпизодом сочинения стала увертюра, написанная Дж. Россини совсем для другой оперы (во что трудно поверить). Оригинальная же, предназначенная композитором непосредственно для «Севильского цирюльника» увертюра, составленная из популярных испанских тем, была утрачена после первого исполнения, и Россини просто ввел в оперу увертюру, уже трижды до этого выполнявшую роль вступления к его операм, причем «серьезным». Но в своем новом амплуа увертюра чудесным образом вписалась в контекст «Севильского цирюльника»; ее остроумные, легкие темы как нельзя лучше характеризуют героев оперы и ее забавные ситуации
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг (Луи) Шпор, немецкий скрипач, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений в разных жанрах. Особую популярность принесли ему 15 концертов для скрипки с оркестром и 4 концерта для кларнета, посвящённых знаменитому виртуозу И. С. Хермштедту (1778-1846). В первой трети 19 века кларнет был необычайно популярен и как сольный, и как оркестровый инструмент. Многими композиторами создавались концерты для кларнета, среди них – два знаменитых опуса К. М. Вебера. Романтические черты произведений Шпора проявляются в подчеркнутой героизации тем, контрастным оттенением их лирическими темами. Концерт № 4 Шпора был написан в 1828 году, среди остальных сочинений данного жанра он выделяется особой драматичностью. Художественный образ, заложенный в главной партии первой части, проходит, благодаря повторению ее интонаций, красной нитью через весь Концерт. Первая часть Allegro vivace решена в энергичном ключе, сменяющая ее вторая часть Larghetto близка по характеру лирическому монологу, где основная роль поручена солирующему кларнету. Финал – Rondo al Espagnol построен на динамичных интонациях зажигательных испанских танцев. Формируя партию солиста, Шпор стремился делать их максимально трудными в техническом отношении, предоставляя возможность солистам продемонстрировать свои исполнительские возможности
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato – Adagio di molto – Allegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы. Произведение посвящено венгерскому скрипачу-виртуозу Ференцу Вечею (1893–1935), впервые исполнившему Концерт в возрасте 13 лет.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин