27
мая
Суббота
19:00
2023
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Ф. Фаш (1688-1778) – Ф. Бук 
Концерт для трубы, двух гобоев, струнных и бассо континуо ре мажор
(переложение для трубы и фортепино)

А. Гедике (1877-1957).
Концерт для трубы с оркестром си-бемоль минор op.41

А. Онеггер (1892-1955). «Интрада» H.193

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рублёв (труба)

Ф. Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков
II отделение

Л. Басси (1833-1871).
Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто»
для кларнета и фортепиано (1865)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков

Н. Паганини (1782-1840).
Каприс №24 ля минор для скрипки соло op.1

П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо до мажор op.34 (ред. В. Безекирского)

Дж. Тартини (1692-1770).
Соната «Дьвольская трель» для скрипки и цифрованного баса соль минор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Инна Якушева (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Иван Кощеев

IN ENGLISH

О программе концерта

Иоганн Фридрих Фаш – немецкий композитор эпохи барокко, автор многочисленных сочинений, в том числе кантат, концертов для разных составов, симфоний и сонат для оркестровых инструментов. Опираясь на традиции барочных концертов, И. Ф. Фаш многое сделал для обновления музыкального языка, ввел новые выразительные приемы, которые в итоге станут достоянием уже произведений эпохи классицизма. Трехчастный Концерт для трубы, двух гобоев, струнных и бассо континуо ре мажор с традиционным темповым соотношением частей (быстро–медленно–быстро) раскрывает характерные образы галантной эпохи и в то же время обладает техническим совершенcтвом. Ф. Буком было осуществлено переложение Концерта для трубы и фортепиано, что выгодно подчеркнуло особенности партии солиста. Редактором же выполнено темповое указание первой части как Allegro, отсутствующее в автографе произведения.

Александр Федорович Гедике – известный русский композитор и органист, основатель советской органной школы. Родители композитора были известными музыкантами, а двоюродный брат Н. К. Метнер получил широкую известность как композитор и пианист. Сам А. Ф. Гедике, много лет преподававший в Московской консерватории, завоевал признание как автор произведений разных жанров – симфоний, камерно-инструментальных ансамблей, оперы, фортепианных и органных пьес, а также концертов для различных инструментов. В 1930 году он создает одно из самых известных своих сочинений – Концерт для трубы с оркестром. А. Ф. Гедике задумывает его как масштабную одночастную композицию, в которой отчетливо прослушиваются связи с романтической поэмой. Через все сочинение проходит основная тема, звучащая в самом начале у солирующей трубы и пронизывающая все последующие разделы сонатного аллегро. Значительную роль играет сольная каденция – одна из самых сложных в сочинениях данного жанра. Она возникает в конце репризы как продолжительный, яркий, виртуозно насыщенный эпизод, приводящий к заключительной динамичной коде. Концерт для трубы с оркестром композитор посвятил знаменитому солисту Сергею Николаевичу Еремину (1902–1975).

Пьеса «Интрада» французского композитора Артюра Онеггера, автора ряда сочинений для отдельных инструментов и ансамблей, была написана в 1947 году. Композитор использовал для своего сочинения название инструментальной пьесы вступительного характера (по итальянски «intrada» означает «вступление»). В далеком XVI веке так называлась музыка, сопровождавшая торжественные выходы или шествия. Выбор композитором трубы в качестве солирующего инструмента как нельзя лучше подчеркивает характер сочинения – пышность и торжественность движения.

Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все разделы. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени. Композитор посвятил ее памяти А.Онеггера.

Итальянский кларнетист и композитор Луиджи Басси известен, в первую очередь, как автор многочисленных фантазий и вариаций для кларнета и фортепиано, в основу которых положены популярные темы из опер итальянских композиторов – Дж. Верди, В. Беллини, Г. Доницетти. «Риголетто», ставшее в XIX веке одной из самых известных итальянских опер, привлекало внимание многих музыкантов, создававших собственные сочинения на ее темы. В своей Фантазии, созданной в 1865 году на темы сочинения, Басси использует самые известные мотивы оперы, звучащие в Сцене и дуэте Джильды и Риголетто во втором действии, в арии Герцога в третьем действии, в арии Джильды в первом действии, передавая большинство из них солирующему кларнету. Лишь «тему проклятия», звучащую в начале сочинения, композитор отдает оркестру, поручая кларнету лишь функцию ее отзвука. В результате хорошо известные вокальные мелодии обретают в Фантазии новое тембровое решение, а насыщенная и гораздо более сложная, чем у Дж. Верди оркестровая фактура усиливают драматичность концертного звучания.

К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся итальянский скрипач Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучит одна из самых известных пьес цикла — Каприс № 24 (Quasi Presto). Это сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующим от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.

Блестящая концертная пьеса П.И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34). была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. Редакцию скрипичной партии пьесы в свое время осуществил известный русский виртуоз В. В. Безекирский (1835–1919).

Джузеппе Тартини, итальянский скрипач и композитор, считался самым крупнейшим виртуозом своего времени. По словам выдающегося отечественного скрипача Давида Ойстраха, «Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет своё художественное значение и по сей день». Великолепное звучание его скрипки считалось эталонным. Тартини известен как автор концертов, сонат, камерно-инструментальных ансамблей, количество которых исчисляется сотнями. Среди всех опусов композитора особую известность завоевала «Дьявольская соната» (иначе – «Дьявольская трель»), якобы услышанная им во сне в исполнении самого Дьявола. Трехчастная соната складывается как последование контрастных частей (I. Larghetto affettuoso, II. Allegro. Tempo giusto (della scuola tartinista), III. Andantе. Allegro. Интересны ремарки к сочинению: в первом издании перед началом Andante указывалось: «Сон автора», вторая часть предварялась уточнением «Tempo giusto» («Точно в темпе, следуя метру»), которое потом стало дополняться «della scuola tartinista» («школы тартинистов»).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин