26
ноября
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Й. Видман (род.1973) Фантазия для кларнета соло
К. Дебюсси (1862-1918) Рапсодия №1 для кларнета и фортепиано соль бемоль-мажор L116
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для кларнета и фортепиано до-мажор FP184

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Заводов (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849) 24 прелюдии ор.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Стариков (фортепиано)

О программе концерта

Йорг Видман (род. в 1973 году) — немецкий композитор и исполнитель–кларнетист, профессор Высшей школы музыки во Фрайберге (Германия). Он считается одним из самых известных представителей молодого поколения современной музыки. Как кларнетист Видман получил образование в Мюнхенской Высшей школе музыки и в Джульярдской школе в Нью-Йорке, композицией занимался у Ханса Вернера Хенце и Вольфганга Рима. Он - автор произведений для музыкального театра (оперы «Эхо», «Монологи для двоих», «Лицо в зеркале»), оркестра («Световой этюд I», «Вольные пьесы», «Песня», «Хор», «Con brio»), им написаны концерты для различных инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, отличающиеся остросовременным звучанием Так, среди его фортепианных сочинений есть, например, соната «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Ш. Бодлера.
Исполнительский репертуар Видмана включает произведения Р. Шумана, И. Брамса, А.Берга и др. Он выступил как автор многих сочинений для своего любимого инструмента, среди созданных им сочинений - Фантазия для кларнета соло (2006), посвященная учителю Уильфриду Хиллеру. Яркая одночастная пьеса, она раскрывает возможности кларнета как художественного и технически совершенного инструмента.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Еще через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стало использоваться в музыке позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия играла в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение выдающего польского композитора Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности.
Данный цикл из 24-х прелюдий ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных — мажорных и минорных — тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в пьесе контрастные образы (прелюдии cis-moll и Des-dur), во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ-настроение, не изменяющийся до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20). Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны.
Позже Шопен вернется к жанру прелюдии, создав отдельную пьесу в тональности до диез минор (op. 45). В ней появятся новые черты, лирическая миниатюра приблизится к концертной пьесе, прелюдия даже обретет раздел, обозначенный как «каденция». Но в ней сохранится основной признак прелюдии: возможность в лаконичной форме передать огромное человеческое чувство.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин