П.И.Чайковский (1840-1893). Серенада для струнного оркестра
Ф.Лист (1811-1886). Фантазия на венгерские народные темы
Солист лауреат международных конкурсовРодион Шемереко (фортепиано)
II отделение
В.А. Моцарт (1756-1791). Концерт для кларнета с оркестром
Солист лауреат международных конкурсовСавелий Тервинский (кларнет)
К.Сен-Санс (1835-1921). Интродукция и Рондо-каприччиозо
Солист лауреат международных конкурсовМаргарита Гинц (скрипка)
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский"
О программе концерта
«Серенада для струнного оркестра» П.И. Чайковского (1840-1893) принадлежит к числу сочинений, в которых композитор открывает для себя мир музыкальной стилизации. В одном из писем 1880 года к Н.Ф. фон Мекк он замечал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, это намеренное подражание его манере, я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».
Четыре части Серенады названы: «Pezzo in forma di sonatina» («Пьеса в форме сонатины»), «Вальс», «Элегия» и «Финал (на русскую тему)». В концерте прозвучат две последние пьесы. «Элегия» является лирическим центром всего цикла, где соединяются образы мягкой задумчивости и сердечного признания. Финал же, построенный на двух подлинных русских народных темах «А как по лугу, лугу» и «Под яблонью зеленою», переводит звучание в контрастный мир национального фольклора, где главенствует песенное и плясовое начало.
Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром была создана Ференцем Листом (1811-1886) в 1852 году. Блестящий европейский пианист-виртуоз и дирижер, Лист соединил в Фантазии основные черты своего творчества. Его новаторство в области фортепианной музыки (всего им написано более 500 фортепианных сочинений) определяется новизной трактовки инструмента: фортепиано рассматривается им по выразительным и техническим возможностям как равный симфоническому оркестру. Вслед за Бетховеном Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный. Все это в полной мере проявилось в свободной одночастной Фантазии, в основу которой Листом положены темы его родных венгерских песен. Композитор использует мелодии, исполненные национальной героики и пейзажных зарисовок, темы зажигательных танцев и драматических повествований, создавая сложную картину из разнохарактерных эпизодов. Красочность, импровизационная трактовка материала, виртуозный блеск – все характерные черты Листа-композитора и Листа-исполнителя в полной мере раскрыты в Фантазии.
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор В.А. Моцарта (1756-1791) был одним из последних законченных произведений композитора и самым известным концертом ныне в репертуаре кларнетистов. Моцарт создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Композитор сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (Allegro-Adagio-Rondo), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, удивительно выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у композитора юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие основного инструмента.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 гг.), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое его сочинение - Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.
Проф. З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин