25
декабря
Понедельник
19:00
2023
Стоимость билетов:
600 - 800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Рождество

Д. Тартини (1692-1770) – Ф. Крейслер (1875-1962).
Соната для скрипки соль минор
А. Дворжак (1841-1904).
4 романтические пьесы для скрипки и фортепиано op.75
Я. Сибелиус (1865-1957).
Ноктюрн из Сюиты для оркестра «Пир Валтасара» фа-диез минор op.51
Мазурка op.81
Ф. Ваксман (1906-1967).
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» (1946)

Исполняет – победитель Всероссийского музыкального конкурса (2022)
Михаил Усов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Р. Шуман (1810-1856) – Г. Лукарелли (1936-2023).
Адажио и Аллегро для гобоя и фортепиано op.70
К. Сен-Санс (1835-1921).
Cоната для гобоя и фортепиано ре мажор op.166
Э. Бозза (1905-1991).
Пасторальная фантазия для гобоя и фортепиано ля минор, op.37
А. Паскулли (1842-1924).
«Приятные воспоминания о Травиате» для гобоя и фортепиано

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Джузеппе Тартини, итальянский скрипач и композитор, считался крупнейшим виртуозом своего времени. По словам выдающегося отечественного скрипача Давида Ойстраха, «Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет своё художественное значение и по сей день». Великолепное звучание его скрипки считалось эталонным. Тартини известен как автор концертов, сонат, камерно-инструментальных ансамблей, количество которых исчисляется сотнями. Среди всех опусов композитора особую известность завоевала «Дьявольская соната» (иначе – «Дьявольская трель»), якобы услышанная им во сне в исполнении самого Дьявола. Трехчастная соната складывается как последование контрастных частей (I. Larghetto affettuoso, II. Allegro. Tempo giusto della scuola tartinista, III. Andantе. Allegro. Adagio. Интересны ремарки к сочинению: в первом издании перед началом Andante указывалось: «Сон автора», вторая часть предварялась уточнением «Tempo giusto» («Точно в темпе, следуя метру»), которое потом стало дополняться «della scuola tartinista» («школы тартинистов»). Выдающийся скрипач ХХ века Фриц Крейслер осуществил новую редакцию сочинения.
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность среди музыкантов Европы и мира. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был и П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер во многих странах, в том числе в России. Цикл «Четыре романтические пьесы для скрипки и фортепиано» был написан Дворжаком в 1887 году. Пьесы представляют собой аранжировку для скрипки и фортепиано более ранней работы композитора – Струнного трио, получившего в результате в списке произведений композитора дополнительно обозначение «75 А». Несложные по звучанию, все пьесы цикла, тем не менее, привлекают особой экспрессией и выразительностью, раскрывая  мир человеческих чувств и переживаний.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. В 1907 году Сибелиус создает четырехчастную оркестровую сюиту «Пир Валтасара», в основе которой – события глубокой древности. Последний вавилонский царь Валтасар вместе с придворными проводил время в постоянных пирах и плотских утехах. Во время завоевания Вавилона персами Валтасар был убит, а его царство разрушено. С этой ситуацией связана крылатая фраза – «пир Валтасара», означающая предел цинизма, развращенности, а также неизбежность возмездия. Ноктюрн является третьей частью Оркестровой сюиты и представляет собой прекрасную картину южной ночи. Пьеса «Мазурка» Я. Сибелиуса является первой в цикле «Пять пьес для скрипки и фортепиано», завершенном в 1918 году и представляет собой образец выразительного танца, наполненного драматическим настроением.
Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, куда введены ее основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие мелодии.
Диптих Адажио и Аллегро был создан Робертом Шуманом в 1849 году для валторны и фортепиано, он сразу приобрел большую популярность. Супруга композитора, известная пианистка Клара Шуман говорила, что это «именно то произведение, которое мне нравится – блестящее, свежее и страстное». Двухчастное строение опуса давало возможность композитору сопоставить лирическое высказывание (не случайно первоначально часть называлась «Романс») и бушующую страсть, раскрываемую виртуозными пассажами. Характер обеих пьес Шуман обозначил в предваряющих ремарках: Langsam, mit innigen Ausdruck (С искренним чувством) - Rasch und feurig (Быстро, с огнем). Известным американским гобоистом Гумбертом Локарелли было сделано переложение сочинения для гобоя и фортепиано.
Уже на склоне лет французский композитор К. Сен–Санс задумал создать несколько сонат для духовых инструментов с фортепиано. В одном из писем композитор писал, что он «посвящает свои последние силы» работе над сочинениями для инструментов, «мало избалованных в данном плане». Первым из задуманных опусов стала Соната для гобоя и фортепиано ор. 166 (1921 г.) – небольшая по размерам, выразительная и пластичная. С одной стороны, композитор опирается на классические сонатные принципы, с другой же – привносит в звучание особую камерность и типично французское изящество. Первая часть решена, вопреки традициям, как неспешное Andantino, отмеченное выразительными инструментальными мелодиями и прихотливой ритмикой. Вторая часть Pastorale. Allegretto.– мягкий лирический дуэт двух инструментов, музыкальная ткань каждого из которых отмечена неповторимыми мелодическими подголосками. Быстрый финал Molto allegro вносит особую энергию, его упругие ритмы подчеркивают активность общего движения. Свое сочинение Сен–Санс посвятил известному гобоисту Луи–Жану–Батисту Ба.
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Бозза продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси: Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. Программная Пасторальная фантазия представляет собой характерный образец французской камерной музыки. Три основных раздела Пасторальной фантазии, где в первом господствует звуковой образ пастушьего наигрыша, второй уводит в сферу философского размышления, третий рождает ощущение танцевальной стихии, в целом создают виртуозное лирическое повествование, где причудливо переплетены картины природы в разных ее проявлениях и образ человека, слившегося с нею.
Итальянского исполнителя и композитора Антонио Паскулли современники называли «Паганини гобоя», отмечая тем самым его блестящую виртуозную технику, художественное мастерство, богатство тембровых нюансов, раскрываемых в рамках звучащего инструмента. Он постоянно обращался к музыке выдающихся итальянских композиторов, создавая разнообразные концертные пьесы на темы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Россини. «Приятные воспоминания о Травиате» связаны с обращением Паскулли к одной из самых известных опер мирового репертуара – вердиевской «Травиате». Паскулли не просто вводит в свое сочинение наиболее популярные мелодии оперы (здесь звучат темы любви Виолетты и Альфреда, арии Виолетты и др.), он выстраивает сочинение, постепенно нагнетая драматическое звучание, завершая сочинение на кульминации. Выбор солирующего инструмента здесь приобретает дополнительный смысл: гобой словно раскрывает внутренний мир героини.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин