24
декабря
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

Н.Рота (1911-1979). Сарабанда и Токката для арфы
Дж.Пешетти (1704-1766). Соната  для клавесина до минор
А.Ренье (1875-1956). «Размышление»
«Танец сильфов» для арфы соло
М.Мчеделов (1937 - 1959). Вариации на тему Паганини для арфы

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)

ЗАПИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ В YOUTUBE

II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №7 для скрипки с фортепиано до минор, op.30
И.С.Бах (1685-1750). Чакона из Партиты №2 BWV 1004
Н.Паганини (1782-1840). Каприс № 5; Каприс №24
П.Чайковский (1840-1893). Размышление, op. 42; Вальс-скерцо

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Сергей Редькин (фортепиано)

ЗАПИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ В YOUTUBE

О программе концерта

Имя итальянского композитора Нино Рота в сознании большинства слушателей связывается с его музыкой к кинофильмам. Рота выступил автором музыки ко многим творениям Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений. Важным направлением в этой области стало создание сочинений в стиле неоклассицизма, где композитор ставил своей задачей воплотить формы прошлого в условиях музыкальной современности. Образцами подобных художественных опытов стали его Сарабанда и Токката для арфы, написанные в 1945 году, где традиционные черты старинных жанров обрели новое звучание.
Джованни Баттиста Пешетти был известным итальянским органистом, клавесинистом и композитором 18 века, долгие годы работавший в венецианском Соборе Св. Марка. Он заслуженно пользовался славой выдающегося педагога, среди его учеников выделяются Й. Мысливечек и А. Сальери. Пешетти создавал сочинения в разных жанрах, но наибольшую известность получили его сонаты для клавесина, особенно Соната № 5 до минор, позднее известная в переложении для арфы. В творчестве композитора соната, соединяя разные по характеру разделы, предстает в своем доклассическом виде.
Анриетта Ренье была одной из самых известных арфисток своего времени как во Франции, так и за ее пределами. Она была тесно связана с Ш. Гуно, П. Виардо, для нее писали сочинения К. Дебюсси и Г. Форе. Ренье и сама стала автором многих сочинений для арфы — масштабных (например, известен ее Концерт для арфы с оркестром) и миниатюрных, среди которых выделяются программные пьесы «Размышление» и «Танец эльфов», виртуозные в техническом отношении и тонко раскрывающие художественные образы.
Вариации на тему Каприса № 24 Н. Паганини создавали многие композиторы – Ф. Лист, И. Брамс, С.В. Рахманинов. Обратился к этой же теме и М. П. Мчеделов (1903-1974) – известный арфист, педагог, композитор, автор целого ряда оригинальных произведений, переложений и обработок для арфы. Его «Вариации на тему Паганини» показывают тему каприса в ее необычном инструментальном облике, и каждая из 11 вариаций дает возможность обозначить новую грань выразительной мелодии. Заключительная каденция – блестящая, виртуозная — призвана подчеркнуть интонационное богатство исходной темы и ее способность представать каждый раз в новом облике.
В богатейшем наследии выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827) произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди них – 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную трехчастную форму, вводя между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо. В результате сонатный цикл, приобретая масштабность, приближается к симфоническому. Именно так поступает Бетховен в скрипичной сонате № 7, где последовательность частей призвана передать сложную концепцию сочинения: блестящая первая часть (Allegro con brio) сменяется традиционной напевной второй частью (Adagio cantabile), и далее следует фантазийное скерцо (Allegro), создающее дополнительный образный конфликт, блистательно разрешенный в финале (Allegro).
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И. С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у него Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» - своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини уже в первом своем Каприсе, совершившем переворот в области скрипичной музыки. В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы: Каприс № 5 с его выразительным вступлением и заключением, близким по характеру инструментальным импровизациям, и блистательный Каприс № 24, ставший основой для сочинений многих выдающихся композиторов.
Две скрипичные пьесы П. И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34) и «Размышление» (ор.42 № 1) создавались композитором в один период. «Размышление» («Meditation»)  — первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом, – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы Чайковский вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
Проф.З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин