24
июня
Понедельник
16:00
2024
Стоимость билетов:
250 - 300 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Фортепианный марафон»

"Чувства, думы, порывы..."

И. Брамс (1833-1897).
Вариации на тему Шумана для фортепиано op.9 

А. Скрябин (1872-1915).
Соната №4 для фортепиано фа-диез мажор op.30

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Феденко (фортепиано)

П. Чайковский (1840-1893).
«Думка. Русская сельская сценка» для фортепиано до минор op.59

Ф. Лист (1811-1886).
Трансцендентный этюд №12 «Метель» для фортепиано си-бемоль минор S.139

С. Ляпунов (1859-1924).
Трансцендентный этюд №10 «Лезгинка» для фортепиано си минор op.11

Исполняет – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Данил Ростовцев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В инструментальном наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса жанр вариаций представлен многопланово и разнообразно. Б. В. Асафьев писал: «Брамс – великий мастер вариаций». В качестве тем для своих сочинений композитор часто использовал мелодии других авторов, в частности, Г.Ф. Генделя, И. Гайдна, Н. Паганини. Одной из вершин фортепианных сочинений Брамса считаются ранние Вариации на тему Шумана ор. 9, созданные композитором в 1854 году. На автографе произведения рукой композитора написано: «Небольшие вариации на Его тему, посвященные Ей», то есть Кларе Шуман-Вик, к которой молодой автор испытывал трепетные чувства. Брамс создает цикл из 16-ти вариаций, в качестве основной темы используя тему первого «Листка из альбома» из сборника «Пестрые листки» ор. 99 Шумана. Но связь этим не ограничивается. Вариация № 9 у Брамса — это парафраз второго «Листка из альбома», в вариации № 10 звучит тема Клары Вик из шумановского Экспромта ор. 5 № 1; возникают и другие музыкальные параллели. Художественный строй сочинения воссоздает значимый для Шумана парный образ мятущегося Флорестана и лирического Эвзебия, так или иначе обозначенных в вариациях. Каждая из контрастных по настроению пьес цикла свободно развивает шумановскую тему, превращая их в истинно брамсовское творение — мощное, масштабное, глубокое по содержанию.
 
Лето 1903 года оказалось для Александра Николаевича Скрябина необычайно насыщенным: за несколько месяцев им было написано около 40 фортепианных произведений, в число которых вошла и Четвертая соната фа-диез мажор, созданная всего за два дня. После того, как Соната была опубликована, Скрябин пришел к мысли о необходимости предпослать ей пояснение, раскрывающее содержание произведения: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна! Баюкает меня, ласкает, манит лучей прелестных тайна голубая... Приблизиться к тебе, — звезда далекая! В лучах дрожащих утонуть — сияние дивное! То желание острое, безумия полное и столь сладостное, что всегда, вечно хотел бы желать без цели иной, как желание само... Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь... Танец безумный! Опьянение блаженства! Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! — К тебе, мною свободно созданному, чтобы целью быть полету свободному! В игре моей капризной о тебе я забываю. В вихре, меня уносящем, от тебя я удаляюсь. — В жгучей радости желания исчезает цель далекая... Но мне вечно ты сияешь, ибо вечно я желаю! И в солнце горящее, в пожар сверкающий ты разгораешься, — сияние нежное! Желанием безумным к тебе я приблизился! В твоих искрящихся волнах утопаю... И пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!». В этой программе — прекрасном лирическом эссе — заключено конкретное описание музыки Сонаты. Она состоит из двух частей (1. Andante, 2. Prestissimo volando), звучащих без перерыва. Очень важен в обеих частях образ «далекой звезды», возникающей в различном облачении и олицетворяющей для композитора его устремленность — «полет» — к неведомому идеалу.
 
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И.  Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл свою пьесу «рапсодией») — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
 
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Лист сам классифицировал виды фортепианной техники в этюдах: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Образно же пьесы представляют собой картины природы, фантастические сцены, лирические и героические эпизоды. Этюд «Метель» — завершающая пьеса цикла, где в соответствии с замыслом, господствует вихревое звучание.
 
Сергей Михайлович Ляпунов — известный русский композитор, пианист, дирижер, закончивший в 1883 году Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Клиндворта и композиции по классу С. И. Танеева. По рекомендации М. А. Балакирева он работал в Петербурге сначала в Певческой капелле, затем в качестве профессора консерватории. Среди его многочисленных фортепианных опусов особое место занимают Двенадцать трансцендентных этюдов — программные сочинения, создававшиеся в период с 1897 по 1895 год. Они были задуманы Ляпуновым как своеобразное продолжение Трансцендентных этюдов Ф. Листа, посвящены венгерскому музыканту, а последний из его этюдов носит название «Элегия памяти Листа». Этюды С. М. Ляпунова разнообразны по содержанию, по образному строю, в каждый из них заложена определенная техническая задача. Два этюда связаны с образами Кавказа: № 4 «Терек» и № 10 «Лезгинка», в которой отчетливо просматривается образная и интонационная преемственность по отношению к «Половецким пляскам» А. П. Бородина и особенно «Исламею» М. А. Балакирева. В то же время «Лезгинка» С. М. Ляпунова превосходит их по степени виртуозности, по исполнительской сложности, по фактурной насыщенности, что в итоге позволило автору создать запоминающийся образ огневой кавказской пляски.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин