23
декабря
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

Э.Григ (1843-1907). Соната для виолончели и фортепиано ля минор ор.36
М.Брух (1838-1920). Kol Nidrei ор.47

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Данила Попов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Генюшене
II отделение

М.Равель (1875-1937). Цикл "Отражения" 5 пьес для фортепиано
А.Скрябин (1872-1915). Поэма "К пламени" Ми мажор ор.72
Р.Шуман (1810-1856). Три пьесы-фантазии ор.111

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Генюшене (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Сонату для виолончели и фортепиано крупнейший норвежский композитор Эдвард Григ создал в 1882 году, посвятив ее брату Йону. Это последнее крупное циклическое сочинение композитора, получившее широкую известность, наряду с его Фортепианным концертом. Подчеркнутая романтичность, своеобразная красота всех тем сонаты, состязательность виолончельной и фортепианной партий, эффектное звучание виртуозных пассажей — все это рождает ощущение не камерности, но концертности, почти симфоничности звучания произведения. Первая часть (Allegro agitato), отмеченная возвышенной патетикой, сменяется величавой, медленной второй частью (Andante molto tranquillo); финал же (Allegro), решенный в жанровом ключе, основан на теме народного танца халлинга, так часто используемого Григом. Основные темы Сонаты уже встречались ранее в сочинениях композитора, теперь же он словно соединяет их в память о прошлом.
Творчество известного немецкого композитора и дирижера Макса Бруха по своему стилю принадлежит к позднеромантической традиции и включает сочинения разных жанров, в том числе произведения для хора и оркестра. В них проявляется характерная для автора мелодическая выразительность и богатство полифонических и гармонических приемов, яркая инструментальная палитра, стройность форм. Среди опусов композитора, сохраняющих известность и в наши дни, остаются его опера «Лорелея» (1863) и Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1868). Одним из самых же известных сочинений Бруха является написанное им по заказу еврейской общины Ливерпуля Adagio для виолончели с оркестром «Kol Nidrei». В основу произведения положена еврейская мелодия; скорбная по характеру, она определяет основное трагическое настроение и подчеркнутую экспрессивность сочинения.
Выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Морис Равель создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир художников этого направления. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычный для него мир, по-новому воспринимать привычную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – сборник «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); отзвуки колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»).
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в оркестровой и фортепианной музыке, где он обращался, среди прочего, к жанру поэмы. Поэма у Скрябина обозначает как небольшие, так и масштабные пьесы, всегда раскрывая центральный для композитора образ полета творческой фантазии, многогранности звукового космоса самого автора, а также исполнителя и слушателя. Поэма «К пламени» (1914) — одно из наиболее значительных поздних произведений Скрябина. На протяжении пьесы композитор последовательно обнажает основной образ огня — от едва тлеющего уголька до яркого пламени в кульминации. Но Скрябин не стремился к звукоизобразительности, для него «пламя» — это путь фантазии от едва зародившейся идеи к ее полному воплощению в рамках масштабного сочинения.
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским».  Создавая программные пьесы для разных инструментов, Шуман особенно часто использовал слово «фантастический». Название «Фантастические пьесы» (Fantasiestucke) он применял несколько раз — в пьесах для кларнета и фортепиано оп. 73, в фортепианных пьесах оп. 12 и оп. 111, а также в фортепианном трио оп. 88. Фантастические пьесы оп. 111 композитор создал в 1851 году, уже будучи широко известным музыкантом. Произведение формировалось именно как цикл, где все пьесы связаны между собой образно и интонационно. В начале работы Шуман называл пьесы «Романсами», поскольку в основу каждой из них положена выразительная мелодия. Пьесы контрастны: первая из них воспринимается как драматический монолог, вторая — безыскусная «песня без слов», в третьей соединены черты марша и лирики.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин