23
ноября
Суббота
18:30
2013
Стоимость билетов:
100-300 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Нижний Новгород, Кремль, 2
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (831) 439-11-87
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Н. Паганини (1782-1840).  Концерт №1 для скрипки с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Диана Пасько (скрипка)

Э. Вилла-Лобос (1887-1959). "Танец семи нот" для фагота c оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Краюхин (фагот)
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Григорьев (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии

Художественный руководитель и главный дирижер - Народный артист России Александр Скульский

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

О программе концерта

Искусство Никколо Паганини (1782–1840) – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертов, концертных пьес, 24 каприсов, циклов вариаций и др. Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году и до сих пор остается одним из самых исполняемых его сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (1. Allegro maestoso. 2. Adagio. 3. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя ее новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте Паганини, как одном из самых значительных сочинений данного жанра.
Бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса (1887—1959), специалиста в области музыкального фольклора, крупнейшего дирижера и педагога, называют основоположником национальной музыки не только в его родной Бразилии, но и в Латинской Америке в целом. Прожив длительное время в Париже в 1920-1930 годах и активно общаясь с М. Равелем, М. де Фальей, С. Прокофьевым, Вилла-Лобос в своем композиторском творчестве нашел яркие приемы претворения народных тем, соединяя их с принципами современной европейской музыки. Им написано более 1000 сочинений, среди которых — 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; цикл "Бразильские бахианы" для инструментальных ансамблей, целый ряд инструментальных и вокальных пьес. Пьеса для фагота и фортепиано «Танец семи нот» («Ciranda das sete notas») представляет собой интересный музыкальный эксперимент: основная тема построена на тонах гаммы До мажор, бесконечно ритмически варьирующихся, приобретающих при каждом проведении новые оттенки. Богатые ритмы бразильских песен и танцев — то стремительных, темпераментных, то нарочито замедленных, приземленных — позволяет автору создать разнохарактерную музыкальную картину, где в центре находится партия солирующего фагота, а инструменты оркестра создают богатый звуковой фон.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943), выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признании слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими  финальными пассажами.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Режим работы кассы:
11.00-19.00 (обед 14.00-14.30)
+7 (831) 439-11-97

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Диана Пасько
Илья Краюхин