23
апреля
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
200 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Я. Сибелиус (1865-1967) Концерт для скрипки с оркестром ре-минор, op. 47

Солистка – лауреат международных конкурсов
Ольга Артюгина (скрипка)
II отделение

В.-А. Моцарт (1756-1791) Концерт для гобоя с оркестром до-мажор, KV 314 (285d)

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Годик (гобой)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заурбек Гугкаев

О программе концерта

Одно из лучших творений мировой музыкальной культуры опера «Дон Жуан» была написана В.А. Моцартом в 1787 году. В основу сюжета положена старинная европейская легенда о коварном соблазнителе и отчаянном искателе приключений, имя которого стало нарицательным. На сюжет о Дон Жуане написаны, как известно, выдающиеся произведения литературы и музыки, и среди них опера Моцарта остается самым значимым сочинением. Главный герой представлен композитором как яркий, сильный, отважный персонаж, излучающий неиссякаемую энергию и жизнелюбие, который, тем не менее, обречен на гибель. Эта двойственность ситуации выразительно обрисована уже в Увертюре, которую композитор успел оркестровать буквально накануне премьеры. Она начинается небольшим (всего 30 тактов) эпизодом торжественно-трагического характера, который затем в конце оперы будет сопровождать роковое появление статуи Командора. Сразу после трагического эпизода в Увертюре возникает необычайно энергичная, наполненная весельем, динамичная основная часть, разносторонне представляющая облик Дон Жуана и других участников и непосредственно переходящая в первое действие оперы.

Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non troppo), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.

Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт, создавший около полусотни замечательных сочинений в данном жанре, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и единственный у композитора Концерт для гобоя с оркестром До мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить классические черты жанра инструментального концерта, определив его классический трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а затем солирующий инструмент, словно состязаясь друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (RondoAllegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Годик