22
сентября
Пятница
19:00
2023
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Брамс (1833-1897) - Т. Мартин (р.1940).
Соната №1 для виолончели и фортепиано, ми-минор, op.38
(переложение для контрабаса и фортепиано)

Дж. Боттезини (1821-1889) – Р. Маларик (1906-1987)
Каприччио ди бравура ля-мажор op.posth.

Исполняет – лауреат международного конкурса
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Петров
II отделение

Г.Ф. Гендель (1685-1759) – А. Лафосс (1890-1975).
Концерт для гобоя с оркестром фа-минор HWV 287
(транскрипция для тромбона и фортепиано)
С. Рахманинов (1843-1943) – В. Венгловский (1926-1994).
«Элегия» (переложение для тромбона и фортепиано)
И.Стравинский (1882-1971) – Д.Б. Пьена (р.1986)
«Итальянская сюита» (транскрипция для тромбона и фортепиано)

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана  в 1862-1865 гг. Три ее части  (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла. Сочинение композитор посвятил своему другу, австрийскому музыканту Йозефу Гейнсбахеру (1829–1911). Соната существует и в переложении для контрабаса с фортепиано, выполненном американским виртуозом Томасом Мартином.
 
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал ряд сочинений разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное преимущество «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество сочинений — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. Каприччио ди бравура представляет собой одночастную композицию – феерическую по звучанию, сочетающую разнохарактерные эпизоды: после медленного раздела (Andante), завершающегося виртуозной каденцией, вступает стремительный по темпу эпизод, обозначенный автором как Allegro con fuoco («Аллегро с огнем»), в свою очередь сменяющаяся выразительной кантиленой (Animato), с окончательным завершением динамически насыщенной кодой. Редакция произведения была выполнена чешским музыкантом Радославом Малариком.
 
Искусство Георга Фридриха Генделя, видного представителя музыки барокко, принадлежит в равной степени Германии и Англии. Композитором создано множество произведений разных жанров, среди которых важное место заняли сочинения для гобоя – любимого инструмента музыканта. Для него Г. Ф. Генделем были написаны многие самостоятельные сочинения. Но не менее активно композитор вводил партии гобоя в разные инструментальные и вокальные произведения, всегда наделяя их глубоким содержанием и неповторимым звучанием. Три концерта для гобоя с оркестром Г. Ф. Генделя относятся к началу XVIII века, Концерт HWV 287 датируется 1704-1705 гг. Его структура сохраняет традиционную для барочных концертов последовательность частей (1. Grave  2. Allegro 3. Sarabande 4. Allegro), интонационно связанных между собой. Композитор открывает произведение медленной, несколько тяжеловесной первой частью, уступающей место выразительному Аллегро, выделяет характерную Сарабанду, а заключительное Аллегро выстраивает как активный финал, обобщающий предшествующие разделы. Известным французским тромбонистом, профессором Парижской консерватории Андре Лафоссом было осуществлено переложение сочинения для тромбона c транспонированием его из соль минора в фа минор.
 
Яркий пианизм и вдохновенность высказывания пронизывают все творчество С.В. Рахманинова, проявляя себя в первую очередь в фортепианных произведениях. Элегия, написанная им в ранние годы, несомненно соответствует первоначальному смыслу слова — «жалоба». Но под пером композитора она стала развернутой, драматургически сложной пьесой, приобретшей черты фантазии, где исходная интонация боли разрастается до масштабов трагедии. Элегия входит в состав цикла «Пьесы-фантазии», написанного в 1892 году и посвященного А.С. Аренскому, у которого Рахманинов учился в консерватории.  
В 1920 году И.Ф. Стравинский создает «Пульчинеллу» – одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Симфония (Увертюра), 2. задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная композиция Скерцино-Аллегро-Андантино, 4. бойкая Тарантелла, 5. динамичная Токката, 6. Гавот – тему с вариациями, 7. стремительное Vivo, 8. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность. В сегодняшнем концерте сочинение прозвучит в переложении для тромбона и фортепиано.

проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин