22
марта
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №7 для фортепиано ре мажор ор.10 №3

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для кларнета и фортепиано фа минор op.120

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Р. Шуман (1810-1856).
3 романса для кларнета и фортепиано op.94

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

С. Прокофьев (1891-1953).
«Монтекки и Капулетти» (Танец рыцарей) из 10 пьес для фортепиано
из балета «Ромео и Джульетта» ор.75 №6

С. Прокофьев (1891-1953). Вальс из оперы «Война и мир» (1946)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

П. Сарасате (1844-1908) – Н. Бальдеру  (р. 1979).
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» ор.25

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Седьмую фортепианную сонату Ре мажор Л. ван Бетховен создал в 1798 году, посвятив ее графине Анне Маргарите фон Браун, супруг которой покровительствовал музыканту. Соната обозначила перелом в творчестве композитора, начало нового этапа, когда он постепенно отказывался от традиционных приемов трактовки жанра. Седьмая соната рождается как четырехчастный цикл, где центральной становится не первая (Presto), а вторая часть с ее настроением трагичности и безысходности (Largo e mesto), предвосхищающая страницы многих последующих сочинений Бетховена, в частности, Похоронный марш из его симфонии № 3. Третья часть (Menuetto. Allegro) возвращает слушателя к светлым настроениям. Используя здесь традиционный менуэт, Бетховен в то же время проводит его в более быстром, чем свойственно танцу, темпе, создавая на его основе интересную жанровую сценку. Финал сонаты (Rondo. Allegro) построен на чередовании разнохарактерных эпизодов, рождающих ощущение свободной фантазии.

На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования. Р. Мюльфельду и было посвящено произведение.

Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство. В 1853 году произведение было переложено для виолончели (здесь инструмент играет на октаву ниже, чем в партии гобоя), но звучание приобрело более задушевный, почти интимный оттенок.

В 1936 году С.С. Прокофьев (1891-1953) заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы две Симфонические сюиты и уже год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века. В фортепианный цикл Десять пьес-транскрипций композитор ввел номера, сохраняющие сюжетную канву балета, его основные образы, сценические ситуации. Блестящий пианист, Прокофьев сделал все, чтобы сценические сочинения в ином их качестве обрели новую концертную жизнь, что и произошло с его фортепианным циклом. Одним из самых известных стал эпизод «Монтекки и Капулетти» (Танец рыцарей), раскрывающий образы враждующих семейств.

Опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого создавалась С. С. Прокофьевым на протяжении нескольких лет: замысел сочинения относится к весне 1941 года, а первое (концертное) исполнение состоялась в октябре 1945 года. Но над сочинением композитор продолжал работать и в последующие годы. Трудность создания произведения на основе одного из самых выдающихся и масштабных романов мировой литературы была успешно преодолена композитором, предложившим гениальную музыкальную версию сочинения. Столь значимый образ Наташи Ростовой был многопланово раскрыт С. С. Прокофьевым, а одной из самых известных становится вторая картина «Бал у екатерининского вельможи», сюжетно раскрывающая эпизод первого бала героини. Здесь действие разворачивается на фоне танцев, одним из них становится Вальс. Его пленительная тема рисует зарождение любви князя Андрея и Наташи и становится ее символом, проходящим через все сочинение. Концертная обработка Вальса для фортепиано была выполнена известным пианистом Н.Я. Перельманом. 

Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Выдающийся скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать  виртуозную технику. Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее в концертах. В Фантазию вошли основные эпизоды оперы, четыре из которых включены в программу сегодняшнего концерта:

  • Антракт. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию. 
  • Хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья» (1 действие).
  • Сегидилья Кармен «Там, близ Севильи» (1 действие).
  • Цыганская пляска «Цыган веселая семья» (2 действие).

Фантазия прозвучит в переложении для кларнета, выполненном известным современным французским кларнетистом Николя Бальдеру.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков