22
января
Среда
19:00
2025
Стоимость билетов:
400 - 800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

I отделение

Ж. Ибер (1890-1962).
Концерт для флейты с оркестром (1933)

Солист – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)

Б. Чайковский (1925-1996).
Концерт для кларнета и камерного оркестра ля мажор (1957)

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

И. Брамс (1833-1897).
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.77
(каденция Й. Иоахима)

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

IN ENGLISH

О программе концерта

Известный французский композитор первой половины ХХ века, воспитанник Парижской консерватории, крупнейший музыкально–общественный деятель, представитель неоклассицизма Жак Ибер завоевал популярность как автор сочинений в самых разнообразных жанрах, написанных в том числе в творческом сотрудничестве с А. Онеггером, с которым вместе учился в консерватории (опера «Малютки Кардиналь»), Ф. И. Шаляпиным (музыка к кинофильму «Дон-Кихот»). Ибер создавал оперы и балеты, оркестровые и хоровые сочинения, музыку к кинофильмам и многое другое. Искусство Ибера характерно для французской школы; в своих сочинениях он предстает изящным, остроумным, с легкостью соединяющим черты классического и демократического звучания, выступая то серьезным, то насмешливым, то изысканным мастером. Концерт для флейты с оркестром был написан Ибером в 1932 году, он посвящен известному исполнителю и педагогу Марселю Моизу (1889-1984). Традиционная трехчастная структура сочинения (1. Allegro. 2. Andante. 3. Allegro scherzando) позволяет композитору обозначить разные поэтические состояния, где лирически–возвышенная средняя часть обрамлена бойкой, остроумной первой частью и стремительным скерцозным финалом.
 
Борис Александрович Чайковский  – выдающийся русский композитор второй половины XX века. Он известен как автор четырех симфоний, ряда инструментальных концертов, одночастных симфонических произведений, шести струнных квартетов и других сочинений. Владение разнообразными композиторскими стилями, прекрасное знание современных музыкальных направлений не заслонили главного в сочинениях композитора – их национальной природы, рождавшейся не в массированном цитировании народных песен или создании «псевдорусских» произведений, а глубинном национальном слышании современных проблем. В своем творчестве Б.А. Чайковский следовал классическим традициям, избегая современных авангардных течений. Эти качества отличают Концерт для кларнета и камерного оркестра, созданного в 1957 году и впервые прозвучавшего в 1964 году. В этом сочинении композитор отходит от традиционной трактовки цикла, сделав первую часть  медленной (Moderato), центральную часть решив как жанровое скерцо (Vivace), завершив все быстрым финалом (Allegro), где все части непосредственно переходят одна в другую. Солирующий кларнет словно вписан в оркестровую партитуру, лишь в отдельных эпизодах обозначая свое первенство. Композитор на протяжении всего сочинения остается верен себе, сосредоточив внимание на мелодизации всех элементов звучания, в полной мере отвечающей «поющей» природе солирующего инструмента.
 
Скрипичный концерт D-dur был создан выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1878 года и считается одним из самых ярких произведений скрипичного репертура. В процессе работы композитор постоянно консультировался с известным виртуозом И. Иоахимом, которому впоследствии посвятил свое сочинение. Его же Брамс попросил написать каденцию к первой части. В Скрипичном концерте, как и ранее в фортепианных концертах, Брамс пошел в определенной мере наперекор сложившимся традициям: вместо выдвижения партии солиста на первый план он заставил скрипача подчиниться оркестру, в отдельных эпизодах почти слиться с ним. В традиционной трехчастной композиции произведения (I. Allegro non troppo. II. Adagio. III Allegro giocoso, ma non troppo vivace) Брамс значительно усилил роль первой части: она по масштабам превышает совместное звучание двух последующих частей. Изменил композитор в ней и характеры основных тем: обычно драматическая главная партия в Концерте звучит пасторально, лирическая побочная приобрела драматический оттенок, активные интонации введены в заключительную партию.
Концерт задумывался как четырехчастный, но вскоре Брамс отказался от этой мысли. Он писал Иоахиму: «Средние части я убрал — конечно, они были лучшими, — и заменил жалким Адажио». Самокритичность Брамса не помешала ему создать удивительно выразительную медленную часть. Она начинается мягкой, красивой мелодией, исполняемой гобоем, в ее основу положены чешские фольклорные мотивы. Примечательно, что она основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF («Frei aber Froh») – «Свободный, но счастливый». Как яркий контраст по отношению к первой и второй части Концерта возникает его финал, основанный на венгерских народных темах. Эмоционально подчеркнутые интонации, богатая и разнообразная ритмика, масштабность и энергия звучания, где скрипка воссоздает стиль игры народных исполнителей, — все это рождает ощущение праздничного завершения многогранной вереницы событий.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин