21
декабря
Пятница
19:00
2012
Стоимость билетов:
300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685-1750) Полонез, менуэт и скерцо из Сюиты №2 h-moll для  флейты и струнного оркестра

Ж. Франсе (1912-1997) Дивертисмент для флейты и фортепиано

Ю. Корнаков (1938–2006) Соната для флейты и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Петров (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

К. Дебюсси (1862—1918) Прелюдии
Девушка с волосами цвета льна - Фейерверк

Ф. Лист (1811-1886) Баллада №2 cи-минор

С. Рахманинов (1873-1943) Соната №2 си-бемоль минор ор.36 (1.ред)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Рамлав (фортепиано)

О программе концерта

Жанр сюиты — инструментального произведения, состоящего из самостоятельных, часто танцевальных пьес, широко представлен в творчестве И.С. Баха (1675-1750). Он создавал сюиты на протяжении всей жизни, используя для этого разные инструменты и инструментальные составы. Среди высших достижений композитора в этом жанре — Четыре оркестровые сюиты, включающие в качестве первой части французскую увертюру с дальнейшим последованием блестящих танцевальных пьес. Особую известность получила Вторая сюита си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса, написанная в 1738-39 годах. Она содержит семь частей, три последние из них будут исполнены в сегодняшнем концерте: Полонез, Менуэт, Скерцо. В те годы Полонез (танец торжественного шествия) только начинал входить в состав инструментальных сочинений, и Бах сумел почувствовать его выразительные возможности. Менуэт призван оттенить общее звучание, возвращая слушателей в мир галантности и привлекательной старомодности. Самая известная часть Сюиты — Скерцо (в переводе означающее «Шутка») давно уже обрела самостоятельную жизнь, став одним из самых популярных сочинений композитора.
Жан Рене Франсе (1912-1997) — выпускник Парижской консерватории, где он занимался по композиции у знаменитой Нади Буланже; автор опер, ораторий, фортепианных, камерно-инструментальных произведений. Наследник традиций французской композиторской школы, Франсе демонстрирует в своих сочинениях ее лучшие черты: оптимизм, изящество, выразительную мелодику, богатую ритмику и, конечно же, особый галльский юмор. Из созданных им произведений выделяется ряд дивертисментов (название происходит от французского слова divertissement, означающего «увеселение», «развлечение», и предполагает последование нескольких небольших пьес), в том числе Дивертисмент для флейты и фортепиано, который был написан в 1953 году. Он включает три части: I. Toccatina (Маленькая токката); II. Notturno (Ноктюрн); III. Perpetuum Mobile («Вечное движение»), где три разных состояния передаются волшебным дуэтом инструментов.
Юрий Николаевич Корнаков (1938–2006) — известный петербургский композитор, пианист, педагог. Его творчество охватывает разные жанры, но особой известностью пользуются произведения для флейты. Трехчастная Соната для флейты и фортепиано, созданная им в 1970 году, стала одним из самых репертуарных сочинений не только в России, но и за рубежом. Прекрасное знание возможностей обоих инструментов, поразительно найденное соотношение классических и современных музыкально-выразительных средств, опора на разнообразные жанровые истоки позволяют композитору представить в этом сочинении богатый образный спектр.
Две тетради фортепианных Прелюдий представителя французского импрессионизма Клода Дебюсси (1862—1918) стали одним из самых признанных сочинений композитора. 24 пьесы (по 12 в каждой тетради) были созданы соответственно в 1910 и 1913 годах и считаются одними из наиболее значимых сочинений в жанре программной прелюдии. Удивительно, что названия своих пьес композитор вводит в конец музыкальных текстов, предполагая, что слушатели сами определят образное решение пьесы, а потом уже услышат авторскую трактовку. Большая часть прелюдий посвящена, как и предполагается художественными принципами импрессионизма, образам природы; композитор воссоздает картины моря (прелюдии «Паруса», «Туманы»), воздуха («Ветер на равнине», «Звуки и ароматы реют в ночном воздухе...»), света («Терраса, посещаемая лунным светом», «Фейерверк»). Ряд сюжетов основывался на живописных полотнах и литературных сочинениях. Интересны своеобразные портреты, к которым, несомненно, относится «Девушка с волосами цвета льна» (прелюдия № 8 из первой тетради). Музыка прелюдии изящно, живописно передает образ вечной женственности. Композитор достигает здесь почти акварельной прозрачности, передавая то сдержанный, то порывистый облик своей «героини». Контрастна пьеса «Фейерверк» (прелюдия № 12 из второй тетради), задача которой — передать эффектность играющего огня в его бесконечно изменчивой красоте.
Грандиозное по масштабам фортепианное наследие Ференца Листа (1811-1886) отразило все особенности музыки эпохи романтизма и создало новое направление в фортепианном исполнительстве. Среди сочинений композитора выделяются две его баллады, отражающие характерные черты творчества. Среди них очень важна симфоническая трактовка фортепиано, то есть, с одной стороны, создание композитором сольных сочинений, равных по масштабам симфоническим поэмам, с другой — умение заставить звучать солирующий инструмент как целый оркестр. Лист писал: «В диапазоне своих семи октав фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов. Поэтому по отношению к оркестровому сочинению оно – то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет; и если и лишена она красок, то все же способна передать свет и тени». Вторая Баллада си минор (1854) – значительное по масштабам произведение, оно построено композитором как музыкально-поэтическое повествование, в котором чередуются разнохарактерные эпизоды. Здесь представлены грозные, устрашающие в своей силе сцены и мягкие лирические пейзажи, раскрываются философские размышления и рисуются фантастические эпизоды. Все это объединено невероятной, почти оркестровой мощью звучания, создающей для исполнителя возможность показать многообразие фортепианной техники.
Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С.В. Рахманиновым (1873-1943) в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. Добавим, что в 1940 году выдающимся пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была создана еще одна редакция, соединяющая версии 1913 и 1931 годов, и она также звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст. Традиционная трехчастность сочинения (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto) обнаруживает, тем не менее, новое решение. Это уже «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к знаменитым фортепианным концертам композитора (эти черты роднят сочинение Рахманинова с «Большой сонатой» П.И. Чайковского, созданной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б.В. Асафьева, «мелодии-дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Илья Рамлав