21
октября
Воскресенье
17:00
2012
Стоимость билетов:
100 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Волгоград, Наб.62-ой армии д.4
Сайт залаТелефон кассы:
386600, 386605
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Рамлав (фортепиано)
II отделение

П.И.Чайковский (1840-1893). Концерт для скрипки с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Александра Ходырева (скрипка)

Волгоградский академический симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер — Заслуженный артист РФ Андрей Аниханов

Дирижер – Народный артист России Эдуард Серов

IN ENGLISH

О программе концерта

«Серенада для струнного оркестра» П.И. Чайковского (1840-1893) принадлежит к числу сочинений, в которых композитор открывает для себя мир музыкальной стилизации. В одном из писем 1880 года к Н.Ф. фон Мекк он замечал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, это намеренное подражание его манере, я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».
Четыре части серенады названы: «Pezzo in forma di sonatina» («Пьеса в форме сонатины»), «Вальс», «Элегия» и «Финал» (на русскую тему). В концерте прозвучат две средние пьесы, которые образуют жанровый контраст по отношению к крайним частям. «Вальс» — один их образцов столь любимой Чайковским танцевальной пьесы, которая всегда ассоциируется у композитора с высоко поэтичными переживаниями. «Элегия» становится лирическим центром всего цикла, где соединяются образы мягкой задумчивости и сердечного признания.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был написан С.С. Прокофьевым (1891-1953) в 1913 году, но впоследствии композитор вернулся к произведению, создав в 1923 году новую редакцию. Первое, авторское исполнение сочинения в 1913 году был оценен публикой неоднозначно: одни слушатели приняли сочинение восторженно, большинство же, из-за «футуристического стиля» произведения, отнеслось к нему отрицательно. Концерт поразил всех сложностью технических приемов, блеском пианизма, сложнейшей инструментальной фактурой. Лишь со временем Концерт приобрел славу одного из самых ярких фортепианных концертов ХХ века. Композитор посвятил его памяти своего друга Максимилиана Шмидтгофа.
Сочинение написано в четырех частях. Первая часть (Andantino-Allegretto) очень необычна по драматургии. Здесь нет традиционной формы сонатного аллегро, основную смысловую нагрузку несет медленное Andantino с его выразительной аскетичной темой. Контрастом ей выступает танцевальная по характеру тема; соединение их в масштабной разработочной части также необычно: разработка дана в виде каденции, которая, по словам Б.В. Асафьева, является «небывалым в фортепианной музыке по длительности напряжения нарастанием».

Балет «Ромео и Джульетта» создавался С.С. Прокофьевым в 1935-1936 годах и впервые поставлен на сцене в 1940 году. Музыка раскрывала образы шекспировской трагедии, показывала драматические столкновения, передавала сложнейшие перипетии сюжета, и над всем этим господствовала тема всепобеждающей любви. Музыка Прокофьева оказалась художественно убедительной, и вскоре балет вошел в репертуар многих театров мира. На основе балета автором вскоре были созданы сюиты, два самых известных номера одной из них включены в программу концерта - «Монтекки и Капулетти», где раскрывается конфликт враждующих семейств, и «Джульетта-девочка», показывающая прелестный и непосредственный образ юной героини.
В наследии П.И. Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в нем выделяется блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента.
Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части Концерта последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.

                                                                                               Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Илья Рамлав
Александра Ходырева