21
августа
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Дж. Гершвин (1898-1937) – А. Жульёв (р.1946) Три прелюдии для фортепиано
П. Бонно (1918-1995) Концертная Пьеса в джазовом стиле для саксофона-альта и фортепиано
Э. Бозза (1905-1991) Ария
Ж. Матитиа. Дьявольский рэгтайм для саксофона-альта и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Серафима Верхолат (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

К. Дебюсси (1862-1918) «Девушка с волосами цвета льна», «Фейерверк», «Эстампы»;
Пагоды - Вечер в Гренаде - Сады под дождем
А. Скрябин (1872-1915) Прелюдия ор.16 №1 си-мажор, Прелюдия ор 17 №3 ре-бемоль мажор
Соната №3 ор.23 фа-диез минор «Состояния души»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Рамлав (фортепиано)

О программе концерта

Во всех произведениях американского композитора Джорджа Гершвина джаз с его неповторимым ритмом и интонациями играет первостепенную роль. Композитор уже в юности проникся особой музыкальной атмосферой афро-американских кабаков Гарлема, осознав ее непреходящую ценность и огромный потенциал, она с удивительной творческой силой наполняет оперы Гершвина, в том числе «Порги и Бесс», его «Рапсодию в стиле блюз», многие другие сочинения. Джазовыми интонациями проникнуты и Три прелюдии для фортепиано (1926), многочисленные инструментальные переложения которых в каждом случае придают пьесам особый колорит.
Джазовые традиции Гершвина активно развивались композиторами второй половины ХХ века, в числе которых — выпускник Парижской консерватории, композитор и аранжировщик Поль Бонно. Его имя во Франции стало известно, в первую очередь, благодаря организованным им трансляциям концертов симфонической музыки, которые он вел по национальному радио в течение 30 лет. Композитором создано множество театральных и инструментальных произведений, он активно работал и в кинематографе. Музыка для саксофона принесла славу Бонно, особенно его Концерт для саксофона с оркестром, посвященный памяти Дж. Гершвина, и Концертная пьеса в джазовом стиле, мастерски соединяющая классические и джазовые традиции.
Молодой петербургский композитор, студент консерватории Матвей Соболев совсем недавно, в 2012 году, создал свою Сонату для альт–саксофона и фортепиано, указав на титульном листе: «посвящается моему другу Серафиме Верхолат». По словам композитора, он в сонате «попытался синтезировать определённые принципы академического жанра с джазовой стилистикой. Во-первых, это касается формы: чёткость условного деления на разделы и свободное (импровизационное) развитие материала внутри их. Во-вторых, гармонии - в ней присутствуют аккордовые последовательности и обороты, свойственные современной джазовой музыке. Всю сонату буквально пронизывает додекафонная тема из вступления, которая время от времени появляется в разных разделах формы, но в несколько изменённом варианте с сохранением нот. В основном она проводится у фортепиано, и только под конец произведения передаётся саксофону».
Жан Maтитиа (настоящее имя – Кристиан Лауба), известный французский композитор и педагог, родившийся в Тунисе, и потому его сочинения тесно связаны с напевами Родины — Северной Африки. Музыкальное образование Матитиа получил в Бордо, после окончания которой выступал в качестве солиста и в ансамбле со многими известными музыкантами. Среди его сочинений особое место занимают произведения для саксофона — от небольших миниатюр до развернутых композиций, в которых неизменно воплощаются джазовые интонации и ритмы. «Дьявольский рэгтайм» закономерно стал одной из самых известных пьес Матитиа, в которой отражены характерные черты популярного американского танца, вошедшего в моду в начале ХХ века.
Значительную часть наследия французского композитора–импрессиониста Клода Дебюсси составляют фортепианные произведения, среди которых выделяется цикл из 24-х прелюдий, созданный в двух тетрадях соответственно в 1910 и 1913 годах. Прелюдии композитора стали одним последних этапов развития этого жанра в европейской музыке, и все они решены как программные пьесы, названия которых Дебюсси помещает не перед произведением, а после его окончания. Источниками для композитора стали образы природы («Паруса», «Ветер на равнине»), произведения изобразительного искусства («Дельфийские танцовщицы») и литературы («В знак уважения С.Пиквику…»). В каждой из своих пьес композитор демонстрирует высокое мастерство образно-звуковых характеристик, умение передать мгновенно схваченное впечатление. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (первая тетрадь, № 8) относится к типу прелюдии-портрета, где средствами музыки воплощается бесконечно прекрасный, ускользающий идеал женской красоты. Фактура фортепианной партии отличается особой, почти акварельной прозрачностью, передавая образы светлой мечтательности. Прелюдия «Фейерверк» (вторая тетрадь, № 12) навеяна впечатлениями от народного гулянья, где композитор приемами звукописи передает ослепительную атмосферу огненного праздника.
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создавал свои произведения преимущественно в жанрах оркестровой и фортепианной музыки. В его фортепианном наследии выделяются прелюдии, которые композитор писал на протяжении жизни, объединяя пьесы в циклы. Яркие, контрастные миниатюры, продолжающие традиции Ф. Шопена и А.К. Лядова, давали Скрябину возможность передать нечто мимолетное и глубоко личное. Две прелюдии, включенные в программу концерта, раскрывают особенности жанра в его трактовке композитором.
Созданные на протяжении двадцати лет (1892-1913) Десять фортепианных сонат А.Н. Скрябина показывают, какой путь прошел жанр сонаты в творчестве музыканта и как изменился его стиль. Первые четыре сочинения несли на себе отпечаток классических традиций, которые в дальнейшем уступили место иным настроениям, иным эстетическим задачам. Третья соната была создана композитором в 1897-1898 годах, обозначив мощную — по замыслу и по масштабам — кульминацию раннего периода творчества. Соната предстает как монументальное четырехчастное сочинение, где все части связаны интонационно, а третья и четвертая идут без перерыва. Скрябин дал Сонате название «Состояния души», обозначив в каждой из частей один образ: 1. Allegro drammatico (душа свободная, дикая, страстная); 2. Allegretto (душа, утомленная страданиями; она нашла мнимый, кратковременный отдых); 3 . Andante (душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум); 4. Presto con fuoco (в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа). Четыре настроения, четыре «состояния души» — подчас с изнеженностью и хрупкостью, или бьющей через край энергией, или философской отстраненностью сливаются в общий портрет художника, автопортрет самого композитора.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Илья Рамлав