21
января
Пятница
18:30
2022
Стоимость билетов:
300-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Нижний Новгород, Кремль, 2
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (831) 439-11-87
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
ОНЛАЙН-концерт
I отделение

Перенос концерта с 03 ноября 2021

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К.М. фон Вебер (1786-1826)
Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор ор.73

Солистка – лауреат международных конкурсов
Арина Рабенкова (кларнет)

К. Рейнеке (1824-1910). Концерт для флейты с оркестром ре мажор ор.283

Солистка – лауреат международных конкурсов
Софья Морозова (флейта)
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943)
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор ор.43

Солист – лауреат международных конкурсов
Ярослав Коваленко (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

IN ENGLISH

Солисты
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Вольный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Вольном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Генриху Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт №1 сохраняет характерную трехчастную форму (Allegro – Adagio ma non troppo – Rondo. Allegro), но композитор привносит в нее новое романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности.
 
Имя Карла Рейнеке(1824-1910) — немецкого пианиста, дирижёра, композитора и музыковеда — было хорошо известно в Европе. Он преподавал в Лейпцигской консерватории (среди его учеников были Э. Григ, М. Чюрленис и др.), более 30 лет возглавлял оркестр Гевандхауза. В 1883 и 1889 годах Рейнеке выступал в России с исполнением собственных сочинений. Обширный список творений Рейнеке включает произведения разных жанров, в которых отчетливо слышны влияния крупнейших немецких музыкантов того времени — Р. Вагнера и И. Брамса. Из масштабного наследия композитора в наши дни можно услышать только несколько произведений, в том числе Концерт для флейты с оркестром, написанный в 1908 году, когда композитору было уже 84 года. Он решен Рейнеке как лирическое в целом произведение, где господствуют ностальгические настроения, стремление к красоте музыкального звучания,  разнохарактерное использование солирующего инструмента. Композитор нигде не выходит за рамки традиционной концертной формы; первая часть Концерта (Allegro molto moderato) с его живописными, почти пейзажными настроениями сменяется лирической зарисовкой второй части (Lento e mesto); завершается все ярким финалом (Finale, moderato), состоящем из нескольких разнохарактерных эпизодов.
 
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром была написана С.В. Рахманиновым в годы эмиграции в 1934 году, и ее часто называют Пятым фортепианным концертом композитора. Рахманинов положил в основу сочинения форму вариаций, где в качестве главной темы выступает знаменитый Каприс для скрипки соло № 24 Н. Паганини, к которому в разное время обращались многие композиторы, в том числе Ф. Лист, И. Брамс и другие. Гений Рахманинова, его умение раскрывать все грани первоначального образа позволили ему в рамках жанра Рапсодии создать фантастическую по красоте, виртуозности, художественному богатству инструментальную пьесу, где присутствуют и знаменитая тема католического песнопения Dies Irae («День гнева»), и лирически распевные мелодии, причудливо сплетающиеся и образующие многоплановые музыкальные образы. Тема 24 каприса Паганини, преобразованная в 24-х вариациях, воспринимается как театральное действо, где на наших глазах раскрываются захватывающе интересные события. Не случайно знаменитый русский балетмейстер Михаил Фокин создал на основе Рапсодии одобренный композитором балетный сценарий, который детально представлял сюжетную драматургию Рахманинова.

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин