20
марта
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

П. Чайковский (1840-1893).
Adagio из балета «Щелкунчик» op.71

П. Чайковский (1840-1893).
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.35

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Полторацкий (скрипка)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор op.11

Солистка – лауреат международных конкурсов
Александра Дедик (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Балет открывает слушателю целый ряд прекрасных музыкальных номеров, среди которых Adagio пользуется особой известностью. Балетмейстер М. Петипа, работавший с Чайковским над постановкой, назвал Adagio «колоссальным по эффекту». Его первая тема — светлая и торжествующая. В средней части звучит красивая элегическая мелодия. Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом изложении с широким распевным заключе­нием. Музыкальные номера «Щелкунчика» часто звучат в переложении для различных инструментов, приобретая при этом новые краски, но неизменно сохраняя сказочное очарование оркестра Чайковского.
 
В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский виртуоз Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении отличается блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость солиста, используя при этом все возможности инструмента. Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части произведения последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.
 
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для данного инструмента композитором написаны два концерта (1829 г. и 1830 г.), в которых проявилось блестящее мастерство Шопена–виртуоза. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11 (I. Allegretto maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанном юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного инструмента. Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки. Шопен посвятил Концерт немецкому композитору и пианисту Фридриху Калькбреннеру (1785-1849), много сделавшему для пианистической карьеры польского музыканта.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин