"Немеркнущая ясность души"
«Этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
Ромен Роллан, французский писатель
Сеза́р ФРАНК (1822-1890) – один из выдающихся французских композиторов XIX века, творчество которого, с одной стороны, впитало художественные традиции прошлого, в частности, И. С. Баха и Л. Бетховена, с другой же – предсказало многие направления музыки будущего, в том числе, открытия К. Дебюсси, М. Равеля, В. д’Энди.
Композитору принадлежат симфония, камерно-инструментальные произведения, 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм, знаменитые Симфонические вариации. С. Франк считался ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ОРГАНИСТОВ ФРАНЦИИ, возродившим ЖАНР ОРГАННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ и создавшим великолепные произведения для этого инструмента. Более того, элементы органного звучания слышны во многих его сочинениях.
С. Франк представил новое решение традиционных жанров и выступил создателем во французской и даже европейской музыке НОВЫХ ЖАНРОВ, в числе которых – Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром («Джинны», по поэме В. Гюго, 1884); Эклога («Руфь», библейская эклога для солистов, хора и оркестра, 1846), Симфонические вариации (для фортепиано с оркестром, 1885) и др.
Сочинения С. Франка проникнуты романтическими настроениями, они вдохновенны и строги, в них возвышенным, патетическим чувствам противостоят состояния отрешенности, мольбы, отчаяния. Композитор является признанным НОВАТОРОМ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ: темы его произведений просты и одновременно необычайно выразительны, гармония сложна и насыщена хроматизмами, оркестровка демонстрирует мастерство музыканта, способного раскрыть возможности каждого инструмента в его сольном и общем звучании.
ОБЛИК ФРАНКА-ТВОРЦА разительно отличается от привычного артистического облика. «Художественный беспорядок» не коснулся ни одной стороны его деятельности. Ограниченный в средствах, музыкант вынужден был работать чрезвычайно много. Известно, что в течение десятилетий он каждый день просыпался в половине пятого утра, два часа работал над своими произведениями, в семь часов утра он уходил на уроки, возвращаясь домой лишь к ужину. Затем он зачастую продолжал заниматься с учениками по органу и композиции дома, и в редких случаях их отсутствия посвящал вечерние часы своим произведениям. При этом он еще выполнял обязанности органиста в церкви Св. Клотильды, восхищая своим искусством прихожан и специально приходивших послушать его игру – в том числе Ф. Листа.
В размеренной жизни музыканта подчас происходили события, оставшиеся в памяти современников навсегда. В. д’Энди вспоминал, что ДЕНЬ ЖЕНИТЬБЫ С. Франка в феврале 1848 года совпал с разгаром РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ в Париже. Карета с новобрачными с трудом пробиралась по улицам: «Чтобы попасть в церковь, свадебный кортеж должен был перелезть через баррикады, причем в этом деликатном деле молодым супругам любезно помогали повстанцы.».
ПРИЗНАНИЕ С. Франка как композитора пришло к нему очень поздно, лишь в конце 1880-х годов, после исполнения ставшего одним из самых популярных его опусов – СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ля мажор. Она была сочинена в 1886 году и преподнесена в качестве свадебного подарка знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену ИЗАИ, который, получив рукопись, растроганно сказал: «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья». Подлинное признание же наследия С. Франка произошло уже после его кончины. Проф. З. М. Гусейнова
СОЧИНЕНИЯ СЕЗАРА ФРАНКА В ИСПОЛНЕНИИ СОЛИСТОВ ДОМА МУЗЫКИ