19
декабря
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-350 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:19dec18
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф.Шопен (1810-1849). Концерт №1 для фортепиано с оркестром ор.11 

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Папоян (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Д. Шостакович (1906-1975). Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор ор.99

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Безносиков (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитором написаны два концерта (1829 г. и 1830 г.), в которых проявилось блестящее мастерство Шопена–виртуоза. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11 (I. Allegretto maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанном юным Шопеном, много лет спустя сам композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного  инструмента. Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки. Шопен посвятил Концерт немецкому композитору и пианисту Фридриху Калькбреннеру (1785-1849), много сделавшему для пианистической карьеры польского музыканта.

Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Д.Д. Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Их дружба, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов. Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato),  II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического, а необычность формы (песенная первая часть, драматическая вторая, перемещение каденции солиста в третью часть) позволяют рассматривать его как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта свои музыкальные инициалы – тему D-eS-C-H (D. Sch.).
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин