19
августа
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Сказки и не только"
I отделение

Г.Ф.Гендель (1685-1759). Сюита №5 для фортепиано ми мажор
Р.Шуман (1810-1856).Соната №3  для фортепиано фа минор

II отделение

Н. Метнер (1879-1951). 4 сказки op.26
                                   Воспоминание №1 ор.38
И. Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета «Жар-птица»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Варвара Непомнящая (фортепиано)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Появление клавирных сочинений в творчестве Г. Ф. Генделя во многом было обусловлено активной исполнительской деятельностью композитора. Им создано большое количество небольших разнохарактерных пьес, составляющих сюиты, объединенные в три сборника. Первый из них был создан в 1720 году, в нем Генделем неизменно выдерживается циклический принцип сюиты, предполагающий объединение пьес в единую, целостную композицию. Но иногда он отступает от типа традиционной сюиты, меняя порядок танцев или вводя нетанцевальные номера. Так происходит и в Сюите № 5 Ми мажор, где цикл завершается не традиционной жигой, а Арией с вариациями на тему “Гармонический кузнец”. Предполагается, что речь здесь идет о кузнеце У.Пауэлле, чьи мерные удары молотом по наковальне вдохновили в свое время композитора на сочинение Арии. Могила кузнеца сохранилась до наших дней на кладбище графства Мидлсекс, в котором Гендель служил органистом. Композитор акцентирует в теме Арии размеренность ударов, но в дальнейшем в пяти вариациях разнообразно их варьирует.
Третья фортепианная соната была закончена Робертом Шуманом  в 1836 году. Первоначально сочинение называлось “Третья соната” и состояло из пяти частей. Позднее композитор убрал оба скерцо, заменил финал и назвал сочинение “Концерт без оркестра”. При редактировании же опуса в 1853 году одно скерцо было им возвращено, и соната сложилась как четырехчастный цикл (1. Allegro. 2. Scherzo. Molto commodo. 3. Quasi Variazioni. Andantino de Clara Wieck. 4. Finale. Prestissimo possible). Несмотря на то, что тема Андантино Клары Вик обозначена композитором лишь в одной третьей части, остальные тоже ее развивают. Таким образом, в Сонате, с одной стороны, четко обозначены черты сонатного цикла, с другой же произведение представляет собой масштабную серию свободных разноплановых вариаций, написанных на одну тему Клары Вик.
Наиболее образно богата первая часть Сонаты с ее контрастами мужественной энергии и тонкой элегичности. Здесь тема Клары Вик появляется лишь в виде общего контура, подвергаясь сложным звукообразным переосмыслениям. В Скерцо в теме цитируются только начальные звуки, которые автор свободно варьирует в характерном энергичном движении. Третья часть предстает как небольшой цикл вариаций (их четыре) на скромную лирическую тему, достигающую однако в конце подлинного драматизма. Финал сохраняет функцию стремительного завершающего действа, обобщающего материал предыдущих частей.
Фортепианная музыка занимает основное место в наследии Н. К. Метнера, именно здесь композитором созданы его лучшие произведения – как крупные сочинения, так и миниатюры. Особое место занимают группа из 38 пьес, определяемых композитором как “Сказки”. Несмотря на то, что сказочная тема столь ярко представлена в русской музыке, собственно фортепианный жанр “Сказка” в то время стал новым. Б. В. Асафьев писал о пьесах Метнера: “Это не сказки изобразительные, и не сказки, иллюстрирующие чьи-то приключения. Это сказки о своих переживаниях — о конфликтах внутренней жизни человека». Композитор создал пьесы драматичные, фантастические, скерцозные, объединяя их в циклы от двух до шести пьес. К таковым относятся и четыре “Сказки” опуса 26, созданные в 1910-12 годах. В отличие от других “сказочных” опусов развернутые, масштабные пьесы в данном собрании не содержат программных заголовков; композитор выстраивает их по образному и темповому контрасту, обозначая в каждом особое повествование.
Балет “Жар-птица” Игоря Стравинского был создан им по заказу С. П. Дягилева для “Русских сезонов” в Париже. Премьера сочинения с огромным успехом прошла на сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года и принесла славу композитору, до этого времени никому неизвестному. В дальнейшем Стравинский многократно возвращался к сочинению, создав три сюиты из балета и сделав многочисленные переложения отдельных его номеров. Транскрипции делали и другие музыканты; один из них – итальянский пианист и педагог Гвидо Агости  (1901-1989), выполнивший в 1934 году переложения номеров балета и постаравшийся сохранить все оркестровые краски сочинения.

                                                                                                                                                Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин